Если вы задались вопросом, что такое система дистанционного обучения, значит, вы ищете современный метод организовать обучение персонала максимально простым и удобным способом. Разберемся, что это за система, какие возможности дает и какие задачи решает

Что такое СДО?

Система дистанционного обучения (СДО, система управления обучением, Learning Management System – LMS) — это программная платформа, которая позволяет грамотно организовать и автоматизировать большинство процессов, связанных с обучением сотрудников.

Если пофантазировать и представить себе обучение персонала с помощью аналогии, то система дистанционного обучения в чем-то напомнит навигатор в автомобиле. Можно пользоваться картами или помнить наизусть все маршруты в городе. Но чем больше город, тем сложнее все держать в голове и ориентироваться по картам. Что касается загруженности дорог и состояния дорожного покрытия – тут придется опираться только на опыт.

Система управления обучением, как крутой навигатор, проведет по маршруту обучения, подскажет, где искать нужную информацию, как оптимально спланировать учебный процесс, записаться на нужный курс или вебинар.

Интерфейс системы обучения Mirapolis LMS
Внешний вид интерфейса пользовательской страницы в системе Mirapolis LMS на разных устройствах

Специалистам по обучению персонала платформа позволяет быстро загружать готовый и создавать авторский учебный материал в удобном формате, а также следить за достижениями обучающихся. Сотрудникам – пользоваться всеми доступными инструментами обучения в любом месте, в любое время и с любого устройства, без отрыва от основной занятости.

Какие возможности дает система управления обучением?

Вернемся к аналогии с навигатором: он позволяет построить оптимальный маршрут, чтобы быстрее всего добраться к цели назначения, израсходовав минимум топлива. 

Так же и СДО: она позволяет выстроить максимально удобный формат обучения, облегчает доступ к материалам и минимизирует затраты на организацию учебного процесса.

Перечислим основные возможности :

Загрузка учебного материала

Аналогично установке карт в навигатор, тренер может загружать в систему дистанционного обучения готовые курсы в формате SCORM, Tin Can и других. Также он может собирать курсы самостоятельно, сочетая материалы из медиатеки в разных форматах: DOC, PDF, XLS, презентации PowerPoint, аудиозаписи, Wiki, Flash-ролики и видеоуроки. Обучающиеся получают новые знания, следуя установленному маршруту: например, после завершения вводного курса по стандартам компании, им автоматически назначается курс, посвященный более глубокому изучению продуктов. В результате обучение получается логичным, систематизированным, эффективным.

Медиатеку можно пополнять в том числе за счет онлайн-мероприятий: проведенные в вебинарной комнате трансляции сохраняются в медиатеку; их можно сделать частью учебного курса.

Контроль обучения

В системе управления обучением менеджер комфортно управляет и контролирует обучение сотрудников. Можно объединять студентов в группы и настраивать разные права доступа к материалам. Создавать индивидуальные траектории обучения в зависимости от первоначальных знаний сотрудника и результатов тестов. По сути, здесь как в навигаторе задается оптимальный маршрут, только не поездки, а учебного плана. Маршрут можно корректировать как вручную, так и автоматически: анализируя результаты прохождения каждого курса, система может предлагать сотрудникам изучить тему подробнее. Так, она может рекомендовать дополнительный курс или предложит пройти курс для управленцев, чтобы подготовить кадровый резерв.

Изучение аналитики

В СДО так же, как и в навигаторе, собирается аналитика. Она показывает, какие курсы оказались наиболее сложными, сколько времени тратится на изучение материала и как часто обучающиеся заходят в систему и другие значимые показатели . 

Прогресс обучения контролируется с помощью преднастроенных отчетов. Как правило, в библиотеке есть готовые формы, используя которые, можно увидеть результаты обучения за определенное время, по конкретному курсу, сотруднику или отделу.

Эффективность обучения оценивают с помощью тестов, практических заданий и других методов. Это позволяет специалисту по обучению персонала следить за достижениями сотрудников.

Получение обратной связи от обучающихся

Мнение пользователей помогает разработчикам навигатора совершенствовать создание маршрутов. А в системе управления обучением обратная связь позволяет специалистам по обучению обновлять курсы с учетом мнения обучающихся. Также здесь доступны разные инструменты коммуникации, сотрудники могут общаться между собой на форуме, делиться опытом и задавать вопросы тренеру прямо в карточке курса. Есть возможность комментировать учебный материал, отмечая, что оказалось наиболее сложным, а что – интересным и увлекательным. 

Мобильность

Обучение доступно с любых устройств, тренеры и сотрудники не привязаны к конкретной учебной аудитории. Обучаться можно в удобное время в удобном месте, используя свой смартфон или планшет.

Дополнительные опции

В навигаторе, к примеру, можно активировать функцию «Оплата заправки» или другую на свое усмотрение. В СДО есть возможность подключать дополнительные модули для автоматизации подбора и адаптации персонала, оценки KPI и компетенций, мотивации, вознаграждения и управления карьерой и развитием. Современные системы управления персоналом предлагают инструменты для вовлечения сотрудников с первых дней работы в компании, дальнейшего управления их развитием и карьерным продвижением.

Плюшки для пользователей

В навигаторе можно выбрать голос и вид курсора – намного веселее двигаться по карте на гоночном болиде с подсказками от комментатора «Формулы-1». В системе дистанционного обучения мотивировать и вовлекать сотрудников в обучающий процесс позволяет геймификация. Она превращает процесс обучения в увлекательную игру с поощрениями, присвоением рейтингов и статусов, получением бейджей и вознаграждений в игровой валюте.

Интефейс геймификации
Элементы вовлечения в учебный процесс

Кроме того, в системе дистанционного обучения есть возможность  персонализировать интерфейс, благодаря виджетной системе блоков. Опыт работы показывает, что блок «Новости» должен быть выше остальных? Не проблема – любой элемент можно переставить так, чтобы было удобно для компании.

Какие задачи решает система управления обучением?

  • Прежде всего, это организация дистанционного обучения и тестирования сотрудников без необходимости оборудовать отдельную аудиторию и нанимать приглашенных тренеров. Это актуально для всех компаний и особенно для тех, которые имеют разветвленную организационную структуру или множество филиалов, разбросанных по всей стране.

С помощью СДО несколько тренеров могут проводить обучение тысяч сотрудников, независимо от географии, и эффективно оценивать результаты учебы. Это хорошо отслеживается на примере компании «Хенкель Баутехник», офисы которой расположены по всей России – от Владивостока до Калининграда.

  • Система позволяет организовать адаптивное обучение сотрудников путем построения индивидуальной учебной программы. Каждый человек обладает своим набором знаний и навыков – и нет необходимости повторно учить то, с чем он хорошо знаком. В системе дистанционного обучения из учебной программы убирается лишнее и добавляется нужное.
  • В системе легко организуется выдача сертификатов партнерам. Система управления обучением позволяет систематически обновлять знания сотрудников партнерских компаний и проверять их знания. Где бы ни располагался офис партнера, СДО позволяет это делать  без постоянных командировок.
  • СДО обеспечивает непрерывное обучение в течение всего времени работы: от welcome-курса до адаптации к новой должности по мере карьерного роста, от изучения новых процессов в компании до совершенствования soft skills. 
  • Современные системы управления обучением очень гибкие и позволяют организовать смешанное обучение, то есть объединить очные семинары с участием тренера, электронные курсы с возможностью проводить тестирование и получать аналитику, вебинары и другие учебные инструменты. И все это с возможностью централизовано управлять обучением и формировать отчеты.
  • Одной из важнейших задач СДО является возможность построения многофункционального обучающего портала для решения HR-задач. Кроме лекционного материала и курсов, в систему также может быть добавлена программа адаптации новых сотрудников, новостная лента, уведомления о днях рождения и так далее.

В результате система обучения трансформируется в образовательный портал, где сотрудники могут обучаться, общаться, и узнавать последние новости. Хороший пример создания успешной HR-системы – сеть кафе быстрого и здорового питания «ПРАЙМ», где были объединены инструменты Mirapolis Portal и Mirapolis LMS.

Из чего состоит система управления обучением?

Весь инструментарий разбивается на 3 основных блока: управление обучением, работа с учебными материалами, инструменты коммуникации. 

Управление обучением включает:

  • добавление пользователей;
  • определение компетенций;
  • назначение обучения;
  • управление аккаунтами сотрудника, администратора, пользователя  и руководителя;
  • электронное тестирование;
  • геймификацию;
  • анализ результатов обучения.

К работе с учебными материалами относятся:

  • инструментарий загрузки курсов в международных форматах;
  • создание базы знаний
  • создание программ обучения;
  • медиатека;
  • вебинары;
  • конструктор авторских курсов.

К инструментам коммуникации можно отнести:

  • личный кабинет; 
  • чат с преподавателем в карточке курса;
  • опросы и обсуждения;
  • видео- и аудиосвязь;
  • чаты с преподавателем;
  • дни рождения;
  • форум;
  • новостную ленту;
  • возможность ставить лайки/дизлайки.

Условия доступа к СДО

Первые системы электронного обучения использовались исключительно внутри компании и устанавливались на сервер. Например, такой подход незаменим, если из-за требований безопасности организация не может размещать учебный материал в облаке.

Облачные решения не нужно устанавливать на сервер компании, они хранятся на сервере вендора, после оформления подписки клиенту выдается доступ. 

Мобильные приложения позволяют сотрудникам проходить курсы и тесты, добавленные в систему, 24 часа в сутки из любой точки планеты.

Удаленное обучение
СДО делает учебу доступной: обучаться можно в любую свободную минуту, даже на отдыхе

Ограничения бесплатных СДО

Рынок предлагает бесплатные и коммерческие системы дистанционного обучения для учебных заведений и бизнеса. Бесплатные решения пользуются популярностью в вузах, но в основном сложны в настройке. Благодаря открытому исходному коду их можно адаптировать под потребности конкретной организации, но для этого нужно иметь в штате технических специалистов.

Коммерческие системы намного проще в использовании, учитывают современные тенденции в обучении и имеют интуитивно понятный интерфейс. Они часто обновляются разработчиками в соответствии с запросами клиентов. Если возникают сложности, всегда можно задать вопрос специалисту техподдержки вендора, и проблема будет решена мгновенно. У вендора обновления и техподдержка обычно включены в лицензию.

Какие выгоды дает внедрение системы управления обучением?

  • Организация дистанционного обучения с нуля.
  • Автоматизация существующего процесса обучения.
  • Сокращение затрат на обучение.
  • Одновременное обучение большого число сотрудников.
  • Внедрение смешанного обучения.
  • Объединение всех материалов в единой базе знаний.
  • Обеспечение свободного доступа к необходимому контенту.
  • Разработка интересного и увлекательного учебного процесса.
  • Управление обучением, проведение электронного тестирования.
  • Анализ результатов по информативным отчетам и аналитике.
  • Выдача сертификатов о прохождении курсов.

Если вы ищите удобную систему, чтобы быстро организовывать дистанционное обучение в компании, попробуйте готовое решение Mirapolis LMS с интуитивно понятным интерфейсом и максимально полным инструментарием.