В России e-learning развивается семимильными шагами. Руководители и сотрудники все больше вдохновляются процессом корпоративного обучения и формируют его культуру. В прошлом году мы анализировали тренды и делали предсказания о том, что ждет рынок онлайн-образования в 2019-м. Забегая вперед, отметим: во всем оказались правы.

Чем богат 2020 год? Какие тенденции прошлого сохраняют свое влияние в новом году, а с какими трендами столкнулись впервые?

Микрообучение

Микрообучение – уже очевидное и обязательное явление в e-learning. Его принципы:

  • длительность каждой единицы контента от одной до 15 минут;
  • фокус на результате обучения;
  • возможностью транслировать контент на любых платформах и устройствах.

Принципы микрообучения стали его преимуществами. Обучающийся не отвлекается на посторонние вещи: у рабочей памяти мозга не возникает перегруза. Сотрудник самостоятельно регулирует нагрузку и в любой момент может вернуться и повторить пройденное.

Каждая единица микроконтента – концентрация пользы. Во время записи материала спикер не уходит в пространные темы. Для него – это прокачка преподавательских навыков (кратко и по делу), для работодателя – оптимизация рабочего времени специалиста.

Например, к крупным международным мероприятиям организаторы обучают десятки тысяч сотрудников и волонтеров с помощью микрообучения. Доступ к материалам с мобильного делает обучение еще удобнее.

Видеоконтент

интерфейс платформы для проведения вебинаров
Вебинары, записи лекций и короткие ролики помогают разнообразить обучение

В педагогической психологии выделяют три способа познания мира: через зрение, слух и абстрактное мышление. Информация с этих каналов наиболее понятна человеку, а значит, их нужно задействовать в процессе обучения. Видеоконтент удовлетворяет всем условиям: он активизирует внимание и вовлекает, помогает представить материал в виде образов и запомнить его. Поэтому видео как элемент онлайн-обучения будет в тренде и в 2020-м, и через 5, и через 10 лет.

Геймификация

 Геймификация в «Деньгимигом»
Пример геймификации

Геймификация набирает популярность. К ней перестают относиться как к автономному инструменту мотивации и все больше связывают с образовательным контентом. Получение баллов и «ачивок» стимулирует к личным достижениям, сотрудники видят взаимосвязь и стараются заработать больше «учебного капитала».

Результаты опроса 2019 г. среди 900 работников показали:

  • 89 % сотрудников чувствуют себя продуктивными после обучения с элементами геймификации;
  • 61 % всегда учатся в таком формате, а 33 % хотят больше игровых возможностей;
  • 61 % считает, что обучаться по традиционной схеме скучно.

Неудивительно, что процент тех, кто ощущает себя продуктивными, высокий. Геймификация рождает естественный для общества процесс – конкуренцию. Состязание в корпоративной системе обучения вызывает у сотрудника психологическую потребность доказать себе и окружающим свой профессиональный уровень. Это нужно, чтобы самоутвердиться, испытать радость и гордость от результата.

Например компания «Деньгимигом» поощряет за успешные результаты обучения с помощью бейджей и игровых баллов. Накопленные баллы и успехи в области наставничества отражают прогресс и определяют статус сотрудника внутри системы обучения.

Персонализированное обучение

В 2019 году на персонализированное обучение обратили внимание многие руководители. Оно проявляется в желании независимо устанавливать границы развития. Все, что нужно от компании, – дать возможность выбрать инструменты обучения.

Современные системы дистанционного обучения (СДО) помогают создать условия, при которых сотрудник обучается по индивидуальной траектории развития, с учетом его потенциала и прошлого опыта. Мобильное обучение позволяет ему проходить обучение в удобной для него обстановке и комфортном темпе. Элементы геймификации помогают поддерживать интерес к обучению, а система тестирования позволяет делать срез знаний и вовремя корректировать направление обучения.

Так в компании CarPrice СДО уведомляет сотрудника, что ему необходимо пройти курс при наступлении заданного события – например, при изменении должности, определенных результатах тестов по последним курсам или при достижении определенного стажа работы. Внутри системы можно один раз настроить все процессы, чтобы экономить время.

Мобильное обучение

Интерфейс электронного теста при мобильном обучении

Проходить тесты и изучать материалы где угодно? – для этого есть мобильное обучение

В мире активно раскручивается система BYOD (bring your own device – принеси свое устройство), которая пропагандирует использование личных смартфонов для работы и профессионального развития.

 В 2018 году Samsung поручил Oxford Economics провести исследование и узнать, как обстоят дела с наличием у персонала корпоративных устройств. Выяснилось, что только 17 % организаций выдают работникам мобильные телефоны. 31 % полагаются на BYOD. В дальнейшем цифра будет расти: переход на BYOD сделает обучение доступным и даст компаниям бонус в виде экономии на оснащении учебного класса.

Правда, есть загвоздка: преподавателю приходится учитывать психологию потребления контента с мобильников, чтобы сделать курс понятным и увлекательным. Сокращать тексты презентаций, добавлять больше интерактива и продумывать подсказки.

Социальное обучение

Обучение в группах или, точнее, в социальных сетях и на образовательном портале все еще остается в трендах года. При социальном обучении сотрудники общаются в неформальной обстановке и не столько делятся опытом, сколько социализируются: новички вливаются в коллектив, а старшие сотрудники перенимают опыт.

Как способ развития и контроля за коллективным поведением эта методика обучения неоценима. В Mirapolis для сотрудников созданы сообщества и форумы, где они общаются в принимаемом ими формате.

Чего ждать от e-learning в 2020 году

Однозначно тренды 2019-го никуда не денутся. Но к ним добавятся новые.

Упор на Soft Skills

В погоне за востребованностью на рынке труда специалисты прокачивают hard skills (профессиональные навыки). В то время как soft skills (гибкие личные навыки) остаются вне их поля зрения. Но в будущем именно они будут иметь решающее значение при устройстве на работу. Множество задач автоматизируют, поэтому уже к 2022 году 54 % от всех работников (по оценкам Всемирного экономического форума) потребуют переподготовки.

Первый заместитель Председателя Правительства РФ Андрей Белоусов считает: тот, кто обладает soft skills, «застрахован» от перемен. Люди с критическим мышлением, развитым эмоциональным интеллектом, способностью самообучаться и выстраивать коммуникации станут желанными специалистами в компании с любой предметной областью. Поэтому важно включить в обучающие программы материалы, которые позволят сотрудникам прокачивать гибкие навыки.

Синергия HR-процессов для управления талантами 

Складывают пазл
HR работает слаженно в системе

Обучение крепко связано и с другими HR-процессами в компании. Все чаще системы управления обучением (LMS) подключают к другим системам для управления персоналом (HCM): например, к системам адаптации, оценке KPI, управлению кадровым резервом или нескольким сразу.

Оставаясь автономными, эти системы обогащают и усиливают друг друга, обмениваясь информацией. Это позволяет видеть все данные по персоналу в одном месте и понимать взаимосвязи. Например, как обучение повлияло на выполнение KPI – а, значит, позволяет правильно премировать сотрудников и готовить кадровый резерв.

При таком подходе HR становится системным и более весомым в бизнесе, а обучение, сохраняя автономию для полноценного развития, из отдельного процесса превращается в часть полноценной системы управления талантами.

Уменьшение доли офлайн-обучения

Девушка делает конспект курса
Обучаться можно в комфортной убстановке

По данным аналитики  «Яндекс.Деньги» и «Нетологии», в 2019 году в России покупают больше образовательных онлайн-продуктов. В сравнении с прошлым годом оборот рынка увеличился на 60 %. На бизнес-курсы пришлось 38 %, на материалы по личностному развитию (лидерство, креативность, психология и пр.) – 10 %.

Офлайн-обучение не популярно еще и потому, что требует больших усилий для реализации. Это привязка к конкретным датам и местам. Сотруднику приходится отпрашиваться с работы, менять привычный график.

Рекомендации и автоназначение контента

рейтинг
Искусственный интеллект научится понимать сотрудников лучше, чем они сами, анализируя навыки, он будет предлагать развить смежные или принципиально новые навыки

Этот тренд продолжает развитие персонализации обучения.

В океане информации сложно самому найти то, что нужно. Поэтому и гиганты онлайн-магазинов, вроде Amazon, и соцсети – все стремятся учитывать интересы пользователя и давать ему рекомендованные материалы.

СДО – не исключение: уже сейчас система фильтрует контент, чтобы человек развивал навыки, которые нужны ему сейчас или на перспективной должности.  Например, в зависимости от должности, стажа работы, предыдущих результатов обучения и других необходимых преднастроенных фильтров СДО может предлагать сотруднику пройти те или иные курсы и проверить знания.

Предполагается, что со временем алгоритмы рекомендаций LMS достигнут совершенства: достаточно будет загрузить материалы, а дальше система все сделает сама: изучит навыки учащегося, составит индивидуальный план развития и будет вести сотрудника по этому плану, корректируя в процессе. Помимо этого, она предложит ученику контент, полезный для развития гибких навыков.

Пользовательский контент

Увеличится число людей, желающих обучать коллег профильным или гибким навыкам. Они готовы самостоятельно готовить материал (видео, презентации) для загрузки в систему. Неплохо зайдет перекрестная проверка тестов: ученики просматривают ответы друг друга на ошибки и предлагают решения.

Это не все тренды 2020-го. Будут активно внедряться технологии AR и VR, развиваться коммуникации через чат-боты и обучение в едином пространстве. И не будем забывать, что тренды не работают поодиночке: любой из них органично дополняет все остальные.