Для многих сотрудников корпоративное обучение — далеко не самое приятное занятие, особенно если придётся учиться в нерабочее время и сдавать экзамены. В итоге, часто уровень знаний их оставляет желать лучшего.

Всегда ли это так? Если материал преподносится в форме игры, это интересно, а значит, и способность к усвоению знаний увеличивается в несколько раз. Помимо этого, в игровой форме человек учится принимать решения и не боится совершать ошибки, они воспринимаются как часть опыта и приближают его к заветной цели. Поэтому стала так популярна геймификация в обучении.

Рассмотрим базовые принципы геймификации, расскажем, какие инструменты для её реализации есть в системе дистанционного обучения (СДО) Mirapolis LMS, поделимся примерами реализации и определим и какую выгоду получает бизнес при использовании этого интересного инструмента.

Для чего нужна геймификация

Для чего нужна геймификация? Ответ прост – для получения участниками удовольствия от достижения целей. В данном случае – от обучения.

Геймификация — это использование игровых подходов для неигровых процессов. Их применение повышает вовлеченность в обучение, решение задач, использование продуктов, услуг и лояльность сотрудников или клиентов.

С детства – игра – наиболее приятный способ познания мира и обучения. Геймификация позволяет перенести обучение в среду, максимально приближенную к реальной. Её методы помогают не ограничиваться изучением теории, а развивать логическое мышление, способности к тактическому и стратегическому планированию, подготавливая специалиста к настоящей работе.

Преимущества геймификации в обучении:

  • Игра ставит четкие задачи и позволяет экспериментировать с решениями.
  • Более глубокое изучение материала, участник концентрируется на сути.
  • Сотрудники получают понятную обратную связь от руководства и знают, правильно они решают задачи или нет.
  • Пользователи учатся принимать нестандартные решения, выстраивать новые стратегии и усваивают новый опыт.
  • Игра – это увлекательно. Поэтому участники легче справляются со сложными задачами.
  • Нематериальные бонусы в игре мотивируют не хуже, чем материальные. А часто даже лучше.

Как использовать геймификацию в Mirapolis LMS

Геймификация основана на сложных психологических и поведенческих принципах.  Основными являются 4 базовых: мотивация, статус, вознаграждения, неожиданные открытия и поощрения.

Mirapolis LMS даёт инструменты для их применения. Рассмотрим подробнее, как это устроено.

Сотрудник получил уведомление о назначении нового курса и зашёл в систему дистанционного обучения. Зайдя на образовательный портал, он, помимо курсов, новостей и других разделов, видит свой статус, место в рейтинге обучающихся и достижения. Всё оформлено в виде красивых и современных виджетов.

Геймификация в обучении
Так выглядит геймификация в системе дистанционного обучения

 Он зашёл в карточку назначенного курса и увидел, что если сдаст тест после него на «Отлично», не только закончит обучение по профилю, но и получит долгожданный статус «Магистра» и обменяет накопленные баллы на поход в VR-клуб.

Сотруднику нужна мотивация к обучению, а наиболее мощным стимулом будет предложенное вознаграждение. Что он получит за пройденное обучение или успешно сданный тест?  Что почувствует в случае успеха? Примерив на себя роль победителя, например, «Эксперт по композитным материалам», человек не захочет упустить возможность стать таковым на самом деле.

В зависимости от выбранной концепции мотивации и методологии, можно по-разному, творчески и смело подойти к выбору образов, интерпретаций и вознаграждений в геймификации.

Можно связывать результаты по пройденным тестам с количеством начисляемых очков, отмечать достижения за количество освоенных курсов, присуждать статусы за уровень профессиональной подготовки и многое другое.

Далее рассказываем об элементах геймификации в системе дистанционного обучения.

Статус

Стремление к определённому статусу присуще большинству людей. Создав условия для соревнования в обучении и получения определённого Статуса, вы даёте возможность сотруднику доказать, что он лучший. Это повышает его уверенность в себе, а поскольку, информация о достижениях видна всем коллегам, он может ощутить уважение других, ему приятно будет придерживаться выбранной модели поведения.

Стандартные статусы в СДО могут быть, например: новичок, гуру, профессионал.

А в «Деньгимигом» в качестве статусов придумали «пояса» и дали им интересные описания, как в карате. Стартовый — «Белый» пояс —  для новичка, ведь он ещё чистый лист, самый серьёзный — «черный» пояс, присуждается гуру-наставнику.

«Сотрудникам нравится – есть стимул получить следующий пояс. Рейтинг специалистов добавил элемент соревновательности и повысил мотивацию к обучению и работе в целом».

Читайте историю успеха «Деньгимигом» по внедрению онлайн-обучения здесь.

Статусы на обучающем портале компании «Деньгимигом»

Рейтинг

Рейтинг – это виджет с ТОП-N сотрудников c фото, количеством набранных очков и номером. Его можно формировать на основе полученного опыта, заработанных бонусных баллов и других параметров, которые важны для компании. Как говорилось ранее, рейтинг видят все, и это отличный способ стимулировать здоровую конкуренцию в обучении.

У кого самый высокий результат по пройденным тестам? Сколько баллов осталось набрать, чтобы поскорее перегнать Сергея из моего отдела по количеству пройденных курсов?  Что нужно сделать, чтобы попасть в ТОП-5 «Профи» холдинга?

Помимо продвижения по виртуальной лестнице успеха, обучающийся может получить и реальные вознаграждения, что тоже будет хорошим стимулом к развитию.

Вознаграждения

Заработанные «очки» можно обменивать на полезные поощрения от компании в «Магазине Товаров» (или «Клубе привилегий»). За определённое количество баллов можно получить, например, корпоративную кружку с именем, за более серьёзные достижения — поездка на отдых.

Какие выбрать вознаграждения? Они могут быть эмоциональными, физическими, повышать статус или быть индивидуальными. Нужно продумать, что будет интересно и ценно именно для вашего персонала, в вашей сфере.

Обязательно нужно учитывать значимость награды. Если вы выдаёте билеты в кино за баллы, соответствует ли вознаграждение потраченным усилиям? Когда для простой награды нужно сделать слишком много, может не найтись желающих участвовать.

магазин товаров в lms/сдо
Вознаграждения за пройденное обучение

Достижения

Всем приятно получать уведомления о достижениях, если это успешно пройденный сложный курс, поощрение прилежности в обучении или выигранное соревнование между рабочими группами. В «Ленте достижений» можно видеть достижения коллег. За достижения выдаётся виртуальные бейджи, которые можно коллекционировать.

Значки достижений можно оформить в зависимости от выбранной концепции

В таких условиях хочется возвращаться на образовательный портал, чтобы увидеть свой прогресс, пройти курс, поболеть за коллегу и, это благодаря здоровой и продуктивной конкуренции в обучении.

Необходимо продумать, что считать действительно значимым достижением, чтобы не снизить ценность таких уведомлений. Иначе обучающиеся будут воспринимать этот раздел, как оповещение о новых сообщениях и скоро перестанут его замечать.

В Mirapolis LMS есть встроенные инструменты геймификации, каждому по силам из рутинного процесса сделать увлекательное и значимое событие, в котором хочет участвовать большое количество сотрудников. Это оказывает колоссальное влияние на эффект обучающих мероприятий.

Что даёт геймификация в обучении бизнесу

Объединим вышесказанное и коротко опишем, каких целей можно добиться с помощью геймификации:

  • Непрерывное совершенствование навыков персонала. Сотрудники получают дополнительную мотивацию к развитию своих компетенций. Для руководства это возможность управления этим процессом.
  • Снижение текучки. Обратная связь о результатах работы в игровой форме дает более ясное представление о будущем и возможностях развития.
  • Увеличение продаж — продавцы задействуют дополнительные резервы продуктивности.
  • • Увеличение лояльности сотрудников — игровые методы вовлечения делают работу более увлекательной и менее стрессовой.
  • Улучшение внутрикорпоративных связей и психологического климата в коллективе. Формирование комфортной социальной среды с помощью геймификации помогает обеспечить быструю интеграцию в нее сотрудников. Это окажет большое влияние на результаты работы отдельных специалистов и всей команды в целом.
  • Подготовка персонала к новым условиям работы и задачам компании. Изменение бизнес-процессов, внедрение технологий, корпоративной культуры часто встречают сопротивление со стороны персонала. С помощью игровых методов можно стимулировать работников к добровольной и эффективной адаптации к новшествам.

Геймификация ­– это не просто дополнение к основному обучению, это способ значительно улучшить результаты обучения и повлиять на бизнес-показатели компании. Mirapolis LMS даёт возможности грамотно организовать и управлять этим процессом, за счёт встроенного модуля «Геймификация».

Читайте о других модулях системы в обзоре 3 новые возможности Mirapolis LMS для привлечения сотрудников на образовательный портал