Пандемия внесла коррективы в способы обучения сотрудников. Получение знаний теперь чаще происходит в онлайн-режиме. К чему стоит подготовиться руководителям? Своими наблюдениями поделились представители крупных компаний.

Обучение и повышение квалификации – необходимость

2020 год показал, что в новой быстро меняющейся реальности теперь любое обучение будет не ситуативным, а непрерывным. Это касается и бизнеса – на рынке останутся компании, которые умеют быстро повысить квалификацию сотрудников или обучить их новым навыкам.

Например, в пандемию выжили компании, которые смогли быстро научить сотрудников вести коммуникацию онлайн, работать на нескольких онлайн-платформах и адаптироваться к новым условиям.

Новая информация, которая требуется в бизнес-процессах появляется каждый день. Сотрудники тоже понимают это: возможность учиться становится одним из ключевых моментов при выборе места работы.

В таких реалиях переобучение и повышение квалификации в рамках компании становятся одним из важнейших трендов корпоративного обучения.

Чтобы реализовать это, к обучению необходимо подходить комплексно и внедрять его на всех этапах жизни сотрудника в компании, в том числе, в процессе адаптации. Внимание нужно направить на то, чтобы раскрыть потенциал максимального числа сотрудников. В этом помогает формирование индивидуальных планов развития.

Это помогает не только обучить сотрудников необходимым навыкам, но и стимулировать карьерный рост внутри компании и сформировать кадровый резерв. Это позволяет не только растить профессионалов, но и удерживать сотрудников и сокращать расходы на найм. Особенно сейчас, когда люди с новыми навыками нужны быстро и постоянно.

Например, «Эвалар» в 2020 году решил эту задачу с помощью microlearning – подходу, при котором за короткий срок надо усвоить большой объем материала. Все обучающие материалы были переведены в онлайн с помощью платформы Mirapolis LMS и разбиты на небольшие отрезки, которые можно было быстро изучить. Благодаря этому, сотрудники могли оперативно пройти обучение по продукту, что помогло увеличить продажи.

Эффективнее всего решать задачу непрерывного обучения в рамках компании можно с помощью специализированных IT-решений, которые сейчас также меняются.

Онлайн-обучение на универсальных платформах и геймификация

Необходимость постоянно анализировать цифровой профиль сотрудника, чтобы делать обучение эффективным, меняет подход к онлайн-платформам. Они становятся все более универсальными и образуют экосистему. Она должна иметь:

  • привязку к облачным хранилищам, чтобы для доступа к обучению требовалось только подключение к интернету;
  • возможность доступа к сервису с разных устройств;
  • интеграцию с другими системами управления обучением.

Компаниям необходимо обращать внимания на масштабные решения, которые будут анализировать цифровой профиль сотрудника, создавать траекторию его развития в рамках компании, предлагать необходимое обучение и решать другие HR-задачи.

Подобные IT-решения достаточно гибкие и могут интегрироваться с другими инструментами, но при этом закрывают максимум потребностей компании. Как правило, они включают в себя вебинарную платформу, конструкторы тестов, помогают планировать обучение и рассчитывать его стоимость, как, например, в Mirapolis LMS.

Также ожидается, что в корпоративном обучении будет чаще использоваться геймификация – обучающие платформы-экостистемы, как правило, включают в себя эту возможность.

Благодаря этому методу, учащиеся чувствуют себя его участниками и получают поддержку коллег. Исследования показывают, что геймификация повышает производительность компании на 43%, что, в свою очередь, увеличивает выручку на 23%.

О том, какие инструменты геймификации предлагает Mirapolis LMS, читайте в статье «Геймификация в дистанционном обучении. Инструменты геймификации в Mirapolis LMS».

Система дистанционного обучения Mirapolis LMS позволяет развивать и контролировать компетенции сотрудников, представляя единое образовательное пространство.

Сотрудники делятся своими знаниями внутри компании

Все больше руководителей осознают важность интеграции обучения в работу. Оно может стать инструментом, который позволит новичкам понять ценности компании, а более опытным сотрудникам – почувствовать собственную значимость.

Например, в 2020 году во время локдауна группа компаний «СиЭс Медика» использовала на обучение торговых представителей время, которое те ранее тратили на осуществление визитов. В ходе двухчасового вебинара на платформе Mirapolis HCM сотрудники отрабатывали возражения по большинству продуктов, приобретая новые знания. В результате компании не только удалось сохранить рабочие места, но и сделать из сотрудников экспертов.

Чтобы у сотрудников всегда был доступ к информации, компании необходимо собирать базу знаний. Презентации, видео и другие материалы для обучения удобно хранить в медиатеке, чтобы каждый мог их просматривать. Частично эти элементы могут включаться в учебные материалы: вебинары, электронные курсы, практические задания.

Необходимо предусмотреть возможность оперативно получать информацию: Например, в решении Mirapolis для этого предусмотрена новостная лента, а форум позволяет задать вопрос коллеге-эксперту и оперативно получить ответ.

Обучение на основе индивидуальных потребностей и рекомендаций

На смену универсальному подходу приходит индивидуальное обучение, оно делает процесс более целенаправленным. Программа подстраивается под обучающихся, подбирая предложения исходя из рабочих задач каждого сотрудника.

В Mirapolis LMS доступны рекомендации по обучению, которые предлагаются автоматически на основе уже пройденного обучения или предложены коллегами.

В Mirapolis LMS доступны рекомендации по обучению

Искусственный интеллект сможет определить, когда кто-то перестанет заниматься обучением, а также выяснить подходящее время и формат занятий, чтобы по возможности вернуть интерес.

Оценка компетенций, а не количества пройденных занятий

В настоящее время большинство компаний (65%) не оценивают результаты корпоративного обучения. Вовлеченность учащихся измеряют только 24% руководителей. Хотя 96% заявляют о своей готовности это делать.

Обучение ради обучения не приносит пользы и не помогает компании выжить во время кризиса. Поэтому сейчас тренд на количества меняется трендом на качество. Ключевым показателем станет возможность применения новых знаний. Важно не то, что сотрудник прослушал курс, а то, что он может использовать полученные знания в работе.

Блок Оценка компетенций в составе Mirapolis HCM позволяет оценивать и управлять потенциалом сотрудников, развивать их компетенции, а отчеты с инфографикой и дашборды показывают аналитику наглядно.

После обучения компетенция сотрудника повысилась – цель достигнута. Если же за год специалисты прослушали 50 часов лекций и побывали на 10 тренингах, но на работе компании это не сказалось, деньги на учебу потрачены напрасно. На первый план должна выйти оценка изменений компетенций персонала. Это позволит повысить качество обучения в долгосрочной перспективе.

В системе управления талантами Mirapolis HCM все необходимые отчеты для отслеживания данных по обучению и результатам оценки по компетенциям или KPI доступны в системе в два клика. HR в любой момент может увидеть взаимосвязь пройденного обучения и развития сотрудника за нужный период.

Обучение в коротком формате

В период локдауна многие компании перешли на удаленную работу, совещания стали виртуальными, как и общение с друзьями. Долгие аудиоконференции надоели, как и многочасовые онлайн-уроки. На смену им пришли микроформаты.

Профессионалы больше не должны тратить на занятия много времени. Для учебы применяют разные формы: видео, комиксы, онлайн-чтения. В результате специалисты учатся почти без отрыва от работы.

«Лучше проводить занятия каждые три–пять минут — будь то чат, обмен мнениями, опрос, видео — чтобы обогатить процесс обучения», — считает Майк Фабер, директор по обучению и развитию в Fivetran.

Выросла роль мобильного обучения, курсы адаптируют под экран смартфона, чтобы человек мог заниматься в любое удобное время. Оно не вытеснит традиционные форматы тренингов и курсов, но изменит подход к учебе. Мобильное обучение должно адаптироваться под запросы пользователей и быть удобным для восприятия. Это текущий тренд, который сохранится.

Фокус на кибербезопасность

Во время удаленной работы сотрудники чаще подвергаются кибератакам. Согласно исследованию Cisco и Национального центра кибербезопасности, 62% компаний не располагают современной или активной стратегией защиты от вирусных нападений.

Это серьезная проблема. 60% малых и средних предприятий, ставших жертвами сетевых атак, прекращают деятельность в течение шести месяцев. Такие цифры озвучивает Национальный альянс кибербезопасности.

По данным Центра стратегических и международных исследований США и McAfee, киберпреступления обходятся миру почти в $600 млрд в год. Самый большой ущерб подобного рода был нанесен в 2017 году. Вирус New Petya, NotPetya или ExPetr, как его назвали исследователи из «Лаборатории Касперского», затронул компании и госорганы Европы, США, Австралии, России, Украины, Индии, Китая. Общая сумма ущерба составила более $10 млрд.

В целях предотвращения кибератак компании учат сотрудников быть ответственными пользователями, чтобы их работа в интернете была максимально безопасной и не наносила ущерб бизнесу.

Платформа для обучения также должна отвечать всем требованиям информационной безопасности. Например, в решении Mirapolis предусмотрена двухфакторная идентификация – пользователь для входа в сервис должен дважды подтвердить, что является хозяином аккаунта. Это предотвращает взломы системы и утечку данных.

«В 2021 году успех компаний будет зависеть от того, насколько хорошо руководители используют возможности для обучения», — говорит Джоанна Миллер, руководитель обучения и развития в Asana.

Переход в онлайн изменил подход к корпоративному обучению. У пользователей нет времени и желания учиться долго, а компаниям важно, чтобы сотрудники не просто отсиживали положенное время перед монитором, а повышали навыки. В новой реальности приходится перестраиваться и руководителям, и подчиненным.