Список трендов полностью отражает российские реалии: составили его на основе выводов осенней конференции СберУниверситета «Больше, чем обучение» и исследования Московской школы управления «Сколково».

Тренд 1. Персонализация обучения

В масштабах компании по-настоящему персонализированное обучение возможно организовать только с использованием интеллектуальных обучающих платформ:

  • В зависимости от уровня знаний в них выстраивается персональный маршрут обучения;
  • Рекомендательная система предлагает индивидуально подобранные курсы;
  • Обучающиеся получают оперативную обратную связь в результате автоматической оценки.

В итоге обучающиеся и компания достигают желаемых результатов, а само обучение идет с высокой вовлеченностью.

Встроенная аналитика позволяет объективно оценить взаимодействие обучающихся с системой, преподавателями и друг с другом. На основе этих данных становится возможно своевременно выявить часто встречающиеся недочеты процесса обучения и внести оперативные корректировки.

Как это может быть реализовано на практике

Рассмотрим на примере системы дистанционного обучения Mirapolis LMS:

  • Система предлагает наиболее подходящее обучение с учетом компетенций сотрудника, уже пройденного им обучения и его результатов.
  • Сотрудник может видеть рекомендации курсов в базе знаний.
  • В зависимости от занимаемой должности или целевой позиции курсы могут назначаться автоматически.
  • Подробнее читайте в кейсе. Назначение обучения происходит при достижении заданных условий (стаж, должность, прохождение теста и пр.) и может различаться для одной группы сотрудников.

Пример

В ГК «Астрал» после переноса обучения на Mirapolis LMS разработали около ста курсов, тестов и диалоговых тренажеров. Обучение проходят три категории пользователей: сотрудники компании, партнеры и корпоративные клиенты — всего около 14 000 человек.

Трем категориям пользователей назначаются обязательные курсы и предлагаются курсы по выбору. Для обучения и оценки результатов тестирования не требуется участие преподавателей. Каждый может обучаться в удобном ему темпе и при желании расширять свои знания за счет дополнительных курсов — популярность некоторых из необязательных курсов выросла с 15 до 50 % после перехода на Mirapolis. Узнайте подробности в кейсе.

Система дистанционного обучения для компании
Каталог курсов ГК «Астрал» в личном кабинете пользователя в Mirapolis LMS

Тренд 2. Практическая ориентированность обучения

Она может достигаться разными способами (и их комбинацией). Не требующий материальных вложений, только организационной перестройки, вариант — взаимное обучение. В продвинутом варианте практический характер обучения достигается созданием учебной среды с решением практических заданий, моделирующих рабочие задачи.

Взаимное обучение

Оно же peer-to-peer. Принцип такого обучения применительно к компании — в том, что коллеги обмениваются практическим опытом и оценивают подходы друг друга к решению рабочих задач. Важный момент: взаимодействие выстраивается на принципе «равный — равному», то есть коллега — коллеге, без отношений административного подчинения. Задача преподавателя или наставника — создать среду для такого обмена знаниями и опытом.

Как такое обучение может проходить на практике:

  • Более опытный коллега обучает менее опытного — передает практический опыт. Организовано это может быть как в офлайн-формате, так и онлайн (через вебинары).
  • Дискуссии — коллеги обсуждают проблему и различные подходы к ее решению на основе своей практики.
  • Обратная связь — проверка работ друг друга, с попыткой дать конструктивную оценку. В процессе обучающиеся анализируют подходы к работе своих коллег, перенимают полезные приемы, прокачивают навыки коммуникации.

Практическая учебная среда

Рассмотрим на примере. С помощью Mirapolis LMS практическую среду обучения организовало российское подразделение компании Henkel — «Хенкель Баутехник».

Помимо обычных электронных курсов и вебинаров на строительную тематику, для технических специалистов здесь разработали практические задания. Они обучают применять материалы и технологии компании.

После каждого практического курса сотрудники проходят автоматическое тестирование, а также выполняют практические задания — их оценивают технологи компании.

Практическая учебная среда — кейс Henkel
Тестирование по результатам практического курса в рамках корпоративного университета Henkel — Ceresit

Для обмена опытом между сотрудниками в «Хенкель Баутехник» используют форум. Эта возможность доступна любой компании с Mirapolis LMS. Через форум сотрудники могут запросить совет эксперта компании и совместно обсуждать пути решения реальных задач из практики.

Через форум компания может сформировать базу знаний, основанную на практическом опыте.

Корпоративное обучение
Корпоративный форум с примером базы знаний («Новому сотруднику») в Mirapolis LMS
Корпоративный портал
Обсуждение на форуме курса «Навыки по презентации»

Тренд 3. Управление изменениями — основное направление обучения руководителей

Это показал опрос Школы управления «Сколково» среди двухсот российских компаний. Респонденты (HR-, T&D- и L&D-руководители) представляли компании из абсолютно разных сфер: ИТ и коммуникации, банки, ретейл, транспорт и логистику, образование, строительство, здравоохранение и другие.

64 % опрошенных отметили: управление изменениями — самая приоритетная компетенция для обучения руководителей.

Востребованные компетенции руководителей
Каким востребованным компетенциям обучают руководителей. Источник — исследование Школы управления «Сколково», 2022

Большинство руководителей (58 %) сконцентрированы на повышении операционной эффективности компании. А значит, корпоративное обучение сегодня как никогда должно напрямую улучшать результаты компании. Для HR-специалиста или специалиста по обучению это означает две вещи:

  1. Используемая система обучения должна позволять измерить эффективность обучения в разрезе улучшения бизнес-показателей компании. Например, в Mirapolis LMS есть более 40 готовых отчетов, которые позволят сделать выводы об эффективности обучения.
  2. Необходимо регулярно мониторить потребности бизнеса и проактивно предлагать решения в обучении для того, чтобы бизнес наилучшим образом справился со стоящими перед ним вызовами.

Весной 2022 года запрос компаний на содержание и форматы обучения изменился. Самыми востребованными стали экспертные и стратегические сессии, которые объединяют в себе обучение и решение практических задач. Они непродолжительные (от 1 до 4 дней) и ориентированы на бизнес-результат.

Однако уже летом, говорит исследование, вырос спрос на долгосрочные программы обучения. Ключевыми темами стали лидерство, операционная эффективность, цифровизация и технологическая устойчивость, общий и стратегический менеджмент.

Еще один интересный результат: 62 % крупных компаний будут реализовывать программы обучения и развития руководителей высшего звена внутри своих компаний и корпоративных университетов.

Тренд 4. Развитие soft skills — важное для всех направление обучения

В том же исследовании «Сколково» приводится статистика по актуальным «гибким навыкам» руководителей:

Актуальные софт скиллс руководителей в 2022-2023
Актуальные soft skills руководителей

Основной задачей в отношении всех сотрудников руководители назвали обучение и развитие под новые задачи и вызовы. Такое обучение также предусматривает прежде всего развитие soft skills. В условиях, когда перестраиваться приходится всем, задача обучения — научить специалиста адаптироваться к изменениям и принимать наилучшие решения с учетом обстоятельств.

На первый план в текущих условиях выходят следующие soft skills:

  1. Когнитивные:
    • Целеполагание
    • Принятие решений
    • Управление собственной эффективностью
    • Критическое и системное мышление
  2. Социальные:
    • Искусство общения
    • Сотрудничество
    • Жизнестойкость
    • Клиентоцентричность
  3. Эмоциональные:
    • Управление собой
    • Эмоциональный интеллект
    • Принятие себя и других

Специалистам, ответственным за обучение персонала, стоит разработать методики оценки текущего уровня soft skills специалистов и проанализировать возможности для их развития у сотрудников, включая организацию специализированных курсов.

Читайте также: 10 качеств современного HRD — это сегодня надо знать всем директорам по персоналу

Тренд 5. Высокая скорость обучения и материалы, которые всегда под рукой

У сотрудников нет возможности выделять часы на просмотр лекций или чтение книг. Учебная информация должна быть изложена кратко и емко, позволяя найти решение проблемы за несколько минут. Желательно использовать вспомогательные инструменты: карточки, памятки, материалы формата «вопрос-ответ».

Очень полезно создать базу знаний, к которой при необходимости смогут обращаться сотрудники. Такая возможность может изначально предоставляться в системе дистанционного обучения, как в случае с Mirapolis LMS. База знаний здесь состоит из медиатеки с документами, презентациями и видеоматериалами, из новостной ленты и учебных мероприятий (вебинары, электронные курсы и т. д.). К базе можно настроить разные права доступа для разных категорий сотрудников — например, ограничить права на редактирование.

База знаний в системе дистанционного обучения
База знаний в базе знаний в Mirapolis LMS

Необходимо, чтобы учебные материалы были доступны с любого устройства: сотрудник должен иметь возможность пройти обучение как в свободное время, так и непосредственно в рабочем пространстве (например, для мгновенного решения возникшей перед ним проблемы).

Организовать эффективное корпоративное обучение поможет Mirapolis LMS. В ней можно составить индивидуальные траектории развития сотрудников и автоматически оценивать эффективность обучения.

Сотрудники могут проходить обучение, когда им удобно: в Mirapolis LMS компаниям предлагается бесплатное мобильное приложение и полноценная мобильная версия. Встроенные инструменты для создания курсов позволят быстро запустить обучение.