Онлайн-обучение – вовсе не новшество, этот формат используют не первый год. Однако сложившаяся ситуация с пандемией и кризисом в экономике сделала его не просто популярным, но и для многих единственно возможным, чтобы работать, учиться, получать новые навыки, удержать бизнес на плаву. Мы расскажем, какие возможности для этого дает платформа для обучения Mirapolis LMS и что нужно сделать, чтобы быстро и без потерь перевести свой учебный курс в онлайн-формат.

Особенности перевода готового курса 

Раз у вас готовый курс и вы уже неоднократно вели его в офлайне, значит, вы уже знакомы со своей аудиторией, знаете цели обучения и каким образом их достигнуть. К примеру, вы вели очный курс для менеджеров по продажам. Он был рассчитан на начинающих сотрудников, стаж работы которых в этой сфере составлял от трех до шести месяцев. Такой аудитории важно освоить азы профессии: овладеть коммуникационными навыками и умением презентовать товар. 

Целью вашего курса было научить менеджеров вести переговоры, устанавливать контакты и работать с возражениями заказчиков. После успешного обучения участники курса сумеют составить коммерческие предложения, сделать презентации продукта и смогут ответить на 10 часто задаваемых вопросов клиентов о продукте. 

На фото – женщина ведет обучение группы
Очное и электронное дистанционное обучение стали неотделимыми процессами, и в корпоративном обучении нужны современные подходы

Во время обучения начинающие продажники прокачивали навыки по тайм-менеджменту и общению с клиентом. Учились работать в программах для подготовки презентаций. Узнавали, как и какие вопросы задавать, чтобы лучше понять задачу и потребности заказчика. 

Если же вы только собираетесь создать свой курс и будете делать его сразу для онлайна, то определение ЦА и целей обучения станут вашими первоочередными задачами. 

Лекторов и спикеров с готовыми курсами больше всего волнует, как они будут взаимодействовать со слушателями. При прямом контакте с аудиторией они могли контролировать внимание обучающихся, вовлекать их в общение, обсуждая тему, задавая вопросы. Могли писать на доске, работать с раздаточным материалом. А как все это делать виртуально? Есть ли такие возможности в онлайне? Разумеется, есть, и мы расскажем какие.

Форматы и инструменты дистанционного обучения

Допустим, в офлайне вы выстраивали обучение таким образом: сначала читали лекции, объясняли термины и определения, а обучающиеся слушали, записывали и запоминали. Потом вы вместе применяли полученные знания на практике, закрепляли все домашними заданиями и в завершение проводили итоговый тест или экзамен. Теперь все это нужно реализовать в онлайне, максимально сохранив структуру курса. 

Асинхронный и синхронный методы

Эти два метода используют для внедрения системы дистанционного обучения. Асинхронный, или асинхрон, предполагает самостоятельное изучение обучающимися предоставленных им учебных материалов. Такой метод применим для первого этапа курса, во время которого в офлайне вы объясняли теорию. Теоретический материал можно передавать в нескольких форматах:

  • Аудиоподкасты. 
  • Видеоуроки
  • Видеолекции. 
  • Скринкасты (запись действий на экране).
  • Записанные вебинары.
  • Готовые презентации, инфографики и мануалы. 

Синхронное обучение – это групповая работа с тренером, во время которой вы не только даете информацию, но и активно общаетесь с аудиторией – так, как это происходит на офлайновых занятиях. В онлайне это могут быть вебинары (с прямой трансляцией), видеоконференции и видеосеминары. 

Девушка с тетрадью, ноутбук, кофе и телефон
Чтобы не упустить важное для обучения время, нужно как можно быстрее оцифровать контент и начать его транслировать через платформу для онлайн-обучения

Чтобы лучше понимать, какой тип контента включить в программу онлайн-обучения, составьте план курса. Например:

Для асинхронного обучения

Тема № 1видеолекция
подтема № 1.1.видеоурок
подтема № 1.2.аудиоподкаст и лонгрид
Тема № 2записанный вебинар
подтема № 2.1.видеоурок
подтема № 2.2.презентация

Для синхронного обучения

Тема № 1вебинар (прямая трансляция) + презентация + опрос; домашнее задание
Тема № 2видеосеминар + тест; домашнее задание

Со схемой легче определить, какой из имеющегося у вас контента уже можно использовать в онлайн-курсе (презентацию, инфографику, записанный вебинар, электронные учебные пособия), а какой нужно оцифровать.

Синхрон и асинхрон применимы к любой структуре курса, их можно использовать совместно, как в нашем примере, или отдельно.

Как общаться, чтобы было интересно

Чтобы вовлечь обучающихся в общение и превратить их из пассивных слушателей в активных участников процесса, сервисы для дистанционного обучения предлагают интерактивные инструменты. Есть они на вебинарных платформах и в СДО – у каждого свой функционал.  Если вы организуете корпоративное обучение и создаете несколько десятков курсов, удобнее всего пользоваться образовательной платформой, где есть возможность проводить обучение, получать по нему статистику и отчеты, интегрировать обучение с HR-системами. 

На фото – преподаватель ведет лекцию в аудитории
Для взаимодействия с аудиторией на площадках для обучения есть специальный инструментарий, и отследить эффект на них гораздо проще

Интерактивные инструменты, усиливающие взаимодействие с аудиторией

  • Чаты – для общения слушателей друг с другом и с преподавателем.
  • Виртуальная доска / демонстрация экрана – замена традиционной доске или флипчарту. 
  • Тесты, опросы – помогут слушателям переключиться на другой вид деятельности и закрепить пройденное, а преподавателю – оценить знания учеников.
  • Диалоговые тренажеры – помогут отработать коммуникативные навыки. К примеру, при общении с клиентами, при проведении продаж.
  • Виртуальные залы – можно организовать работу по группам.
  • Геймификация – возможность получать бонусы и звания, как в игре, стимулирует обучающихся улучшать свои достижения.
  • Мгновенные реакции в виде эмодзи – помогают реагировать на настроение аудитории и получать быструю обратную связь.
Как адаптироваться к онлайн-аудитории  Как лектору удерживать внимание обучающихся 
Чтобы не говорили сразу несколько спикеров, установите правила коммуникации: кто хочет высказаться, включает микрофон; если возник вопрос, написать в чатКаждые 10 минут меняйте вид деятельности: проводите опросы, работайте совместно на доске, сыграйте в игру
Вместо обычной доски используйте виртуальную и демонстрацию экранаПишите вопросы в чат, чтобы проверить, все ли вас слушают
Бумажный раздаточный материал замените электронными файлами, виртуальными доскамиПроведите короткую физическую разминку – она поможет слушателям отдохнуть от долгого сидения за компьютером

Как подготовить онлайн-курс и проводить обучение на Mirapolis LMS 

Система дистанционного обучения (СДО), или Learning Management System (LMS), – это программная платформа, с помощью которой легко организовать и автоматизировать процессы, связанные с обучением и развитием системы дистанционного обучения. LMS/СДО работает из любого браузера, ее не нужно устанавливать на компьютер. 

Загрузите в медиатеку контент: видеоуроки, вебинары, аудио, презентации лонгриды – все, что вы распланировали в схеме, и скомпонуйте из этих материалов свой курс. На платформу можно загружать и готовые курсы в разных форматах: SCORM / TinCan (Experience API).

Добавьте тесты для проверки знаний – готовые в формате QTI, из Excel или сделайте их сами, используя конструктор в СДО. Вы можете создать каталог вопросов и автоматически миксовать их, получая разные варианты тестов.

С помощью аттестационных онлайн-тестов оценивают знания обучающихся в конце курса. Тесты можно ограничить по времени прохождения и количеству попыток дать правильный ответ. В личном кабинете обучающийся будет видеть процент прохождения курса и результаты по пройденным тестам, сможет задать вопросы преподавателю.

Настройте индивидуальные траектории обучения, чтобы давать знания, необходимые здесь и сейчас, – к примеру, новичку пройти адаптационный курс, бухгалтеру – курс по последним обновлениям в налоговом законодательстве.

Приглашайте сотрудников на занятия – новички подгружаются в систему автоматически, для других категорий сотрудников можно составлять группы по разным параметрам: стажу, филиалу, должности или отделу, и назначать им обучение. 

Сочетайте синхронное и асинхронное обучение, используя СДО со встроенной вебинарной платформой. 

Для асинхрона подберите материалы из загруженного в медиатеку контента: к примеру, видеоурок + презентация + тест.

Совместные занятия с обучающимися устраивайте в виде тренингов и семинаров – в СДО это можно делать с одновременным участием сразу нескольких спикеров. Или проведите вебинар. Его запись автоматически сохранится в медиатеке. Так вы будете накапливать обучающий материал и добавлять его в новые курсы.

Общайтесь вживую в чате: разбирайте домашние задания, консультируйте обучающихся, собирайте от них обратную связь о курсе.

Активно работайте совместно со слушателями на вебинаре – для этого есть виртуальная доска и указка, тематические эмодзи и демонстрация экрана.

Демонстрация экрана в площадке для вебинаров
Интерактивные инструменты на вебинаре

Вовлекайте в обучение и мотивируйте на достижения за счет геймификации. Присваивайте знаки отличия, бейджи и баллы за прохождение курсов и активность на мероприятиях. Значки видны у аватара сотрудника и в его личном кабинете. Составляйте рейтинг достижений, наполняйте магазин товаров, которые сотрудник получит в обмен на накопленные баллы.

Вовлекайте с помощью инструментов геймификации

Оценивайте результаты обучения с помощью встроенной аналитики. Вы сможете контролировать активность участников по посещаемости, по изучению материалов медиатеки, видеть количество неверных ответов в тестах и пр. 

Перевести обучение в онлайн с помощью Mirapolis LMS просто и быстро. В СДО можно управлять группой, общаться со слушателями, контролировать процесс, проверять знания и получать аналитику. Плюс ко всему у Mirapolis LMS есть удобное и бесплатное мобильное приложение – обучение доступно в любое время и в любом месте.

«Сегодня уже очевидно, что онлайн-курс является гораздо более мобилизующей формой, чем стандартная лекция. В нем больше встроенных элементов контроля, а освоение материала более устойчивое. Главное же преимущество для обучающегося – такой курс можно слушать в любое удобное время. Многие преподаватели утверждают, что даже на семинарах онлайн обеспечивает лучшую концентрацию участников».

Ярослав Кузьминов, ректор «Высшей школы экономики» в интервью РБК