В 2023 году на российский рынок вышло 38 новых китайских автомобильных брендов. Среди них — Jetour, который за первый год работы сумел занять восьмое место по объему продаж в России. За этим успехом стоит не только качественный продукт, но и грамотно выстроенная система обучения дилерской сети. О том, как создать эффективную систему обучения с минимальными ресурсами, рассказала Ирина Клебанович, руководитель обучения, бизнес-тренер компании Jetour Motor Rus.

Стартап с амбициозными планами

Jetour Motor Rus является импортером китайского автомобильного бренда Jetour. Компания развивалась стремительно: за первый год работы заняла восьмое место по объему продаж среди всех автобрендов в стране. Сейчас компания колеблется между седьмым и шестым местами по продажам, что особенно впечатляет на фоне прихода десятков новых китайских марок на российский рынок.

У импортера есть обязательства перед дилерской сетью — обеспечивать базовое обучение сотрудников партнеров. Более того, импортер отвечает за качество обслуживания в дилерских центрах — если продавец не знает технических характеристик или не может ответить на вопросы клиента, это прямо влияет на репутацию бренда.

На момент запуска системы обучения у компании было 152 дилерских центра по всей России — от Сургута до Калининграда. В среднем в отделе продаж каждого дилерского центра работает 10-15 человек. Простая арифметика: нужно было охватить обучением около 3000 человек. А заниматься этим должны были… один-два человека.

Как обучить тысячи сотрудников минимальными силами

Основной вызов заключался не только в масштабе, но и в специфике бизнеса. Команда столкнулась с несколькими критическими проблемами:

  • высокая ротация кадров — от 25% до 50% в год в зависимости от региона, что означает постоянную потребность в обучении новых людей;
  • нехватка персонала — многие сотрудники работают одновременно на нескольких должностях, что усложняет планирование обучающих треков;
  • ограниченное время — людей нужно обучать быстро, не отрывая надолго от продаж;
  • минимальный бюджет — как стартап китайской компании, Jetour стремился к минимизации расходов на обучение№
  • географическая распределенность — 152 дилерских центра в разных регионах, очное обучение всех физически невозможно.
Цели, стоявшие перед HR-отделом Jetour Motor Rus.
Цели, стоявшие перед HR-отделом Jetour Motor Rus.

При таких условиях классическая схема обучения продавца автомобилей — 20 дней, растянутых на год — становилась бессмысленной. Нужен был принципиально другой подход.

Первоначальные цели были предельно практичными: посчитать и понять, кто работает в дилерской сети, и обеспечить минимальные касания с минимальными затратами. Нужно было донести базовую информацию о бренде и технических характеристиках до всех продавцов.

Диагностика через игру

Прежде чем разрабатывать систему обучения, команда решила понять текущий уровень знаний сотрудников. Для диагностики придумали оригинальный подход — чемпионат среди дилерских центров с тремя испытаниями: 

  • тестированием знаний;
  • презентацией продукта;
  • видеороликами от участников. 

От каждого дилерского центра требовалось участие минимум двух человек. Победителям выдавали призы, поэтому участники были заинтересованы показать лучший результат. Подход оказался беспроигрышным — удалось безболезненно для дилерских центров понять ситуацию на местах.

Выбор платформы: требования и реальность

При выборе платформы обучения команда сформулировала базовые требования:

  • учет сотрудников дилерской сети;
  • программа обучения с тестами и материалами;
  • афиша обучающих мероприятий;
  • масштабируемость для работы с тысячами пользователей;
  • минимальная административная нагрузка.
Ирина Клебанович, руководитель обучения компании:

«Нам нужно было сделать что-то, что было максимально доступно и максимально просто в эксплуатации. Чтобы у человека, который работает в продажах, всегда под рукой были какие-то технические базовые вещи, аргументы относительно конкурентов».

Какое решение искали в Jetour Motor Rus.

Полностью взять на себя администрирование платформы для 3000 пользователей было невозможно, поэтому дали доступ дилерским центрам для самостоятельной регистрации сотрудников.

В итоге выбор пал на решение для обучения от экосистемы Мираполис Таланты после сравнения четырех вариантов. Решающими факторами стали соотношение цены и качества, а также функциональность, соответствующая потребностям компании.

Революция в онбординге

Команда начала с базового функционала: видео и презентации с голосовым сопровождением. Последние стали настоящей находкой для занятых продавцов, которые могут прослушивать материалы в дороге. Многие сотрудники, работающие в продажах, считают обучение чем-то побочным, отметила Ирина Клебанович, но благодаря озвучке они могут включить аудио для повторения информации, например, в дороге.

Сейчас объем размещенного на платформе контента впечатляет — более 3 терабайт материалов: технические характеристики, схемы, презентации, видео. Все доступно в офлайн-режиме через мобильное приложение.

Архитектура контента:

Новая система кардинально изменила процесс введения в должность — с 20 растянутых на год дней до 2. В первый рабочий день нового сотрудника заносят в систему, назначают вводный курс, он проходит тестирование. Во второй день участвует в тренинге и сдает финальные тесты. Уже на второй день новичок может рассказать руководителю о том, что изучил.

Такая скорость критична в условиях высокой ротации. Более того, система гарантирует качество информации — новичок с первого дня получает проверенную информацию от импортера, а не случайные материалы из интернета.

Мобильность как преимущество

Изначально наличие мобильного приложения не казалось принципиальным требованием. Более важной была простота и охват аудитории. Но сейчас в Jetour Motor Rus признают: это стало очень большим подспорьем во всем.

«Очные тренинги — не столько для передачи информации, сколько для поддержания взаимодействий между людьми, для обмена опытом, для задора, для энергии. Человек уходит после тренинга и все равно забывает большую часть информации — это нормально. Но у него есть телефон, в котором все это есть», — объясняет логику Ирина Клебанович.

Мобильное решение также помогает отрабатывать возражения бизнеса. Если у продавца есть все технические характеристики в телефоне, и он прошел тесты после тренингов, сложно сказать, что он недостаточно обучен.

Платформа по обучению стала незаменимым инструментом и для сервисных задач. Когда мастеру или механику нужно посмотреть схему соединения, она всегда под рукой в телефоне. Это значительно упрощает работу.

Контроль и результаты

Команда выстроила четкую систему контроля обучения. У каждого сотрудника отдела продаж есть свой трек обучения, который включает вебинары, тесты и очные мероприятия. По завершении полного трека сотрудники проходят сертификацию. Количество сертифицированных продавцов планируют ввести в стандарты работы дилерских центров с соответствующими бонусами.

Советы по измерению эффективности от Jetour Motor Rus.

Ключевые метрики эффективности:

  • процент завершения обучающих треков;
  • результаты сертификационных тестов;
  • маржинальность продаж по дилерским центрам;
  • скорость онбординга новых сотрудников.

Для связи с бизнес-показателями анализируют маржинальность продаж. Сравнение дилерских центров, где продавцы прошли хотя бы половину обучения, с центрами без обучения показывает: у первых маржинальность выше. Правда, при анализе отдельных центров картина может отличаться из-за множества факторов, поэтому лучше сравнивать большими группами.

«Без платформы мы бы здесь, конечно, не обошлись. Контролировать такое количество сотрудников, которые находятся в разных городах — задача невозможная», — резюмирует Ирина Клебанович.

Уроки для других компаний

Главный совет от команды Jetour Motor Rus: не бойтесь начинать. Современные платформы обучения интуитивно понятны, а потраченное время на изучение базовых вопросов администрирования в дальнейшем окупается экономией времени на выгрузке отчетов и управлении процессами.

Что еще?

Расставляйте приоритеты правильно. Сначала нужно решить базовые задачи, а потом переходить к продвинутому функционалу.

Держите связь с бизнесом. У HR-команды всегда должен быть четкий ответ на вопрос руководства о ROI потраченных средств. Когда есть ответ, появляется возможность просить дополнительный бюджет.

Планируйте масштабирование. То, что хорошо работает для стартапа, нужно усиливать по мере роста и стабилизации бренда. Сейчас Jetour Motor Rus планирует расширение штата обучения, привлечение внешних тренеров на аутсорс и развитие методической базы.

Опыт Jetour Motor Rus показывает: правильные инструменты и подходы позволяют небольшой команде эффективно решать масштабные задачи. Ключевым стал выбор решений от Мираполис, которые позволили автоматизировать процессы и обеспечить доступ к информации в нужный момент.

Категории