Рассказывают эксперты.

Последние полгода российская экономика и рынок труда переживали коренные перестройки. Худшее уже позади или всю глубину проблем еще только предстоит осознать?

Вот что прогнозируют для рынка труда в России на ближайшее время аналитические центры, рекрутинговые компании, эксперты-экономисты и государственные институты.

2 млн рабочих мест под угрозой

Сценарий быстрой адаптации предполагает, что уже в 2023 году начнется восстановление, как при циклических кризисах. В случае долговременного структурного кризиса высокий уровень безработицы (более 6 %) будет наблюдаться несколько лет.

По оценке Центра стратегических разработок, текущие ограничения для экономики РФ поставят под угрозу 2 млн рабочих мест к концу 2022 года.

К числу наиболее пострадавших эксперты Центра относят отрасли, зависимые от:

  • импортных комплектующих (автопром, бытовая техника);
  • внешних рынков (металлургия, производство удобрений);
  • внешних источников финансирования (электронная торговля).

Повышение спроса на рабочую силу ожидается в тех сегментах, ориентированных на внутренний рынок, где снизилась конкуренция из-за ухода иностранного бизнеса (легкая промышленность, IT-отрасль) или сократились поставки готовых товаров из-за рубежа (одежда, некоторые категории оборудования).

Центр стратегических разработок также обращает внимание на региональную специфику трансформации российского рынка труда. Существенный рост безработицы прогнозируется в 63 из 85 субъектов РФ. Больше всего пострадают регионы с экономикой, основанной на обрабатывающей промышленности и смежных отраслях, вроде транспорта и логистики.

По данным исследования HeadHunter, 31 % работающих россиян опасаются увольнения, а 81 % готовы пойти на снижение зарплаты ради сохранения работы.

В Москве и Санкт-Петербурге как крупнейших агломерациях рынок труда пострадает в меньшей степени за счет диверсифицированной структуры деловой активности. Относительную устойчивость к сокращению спроса на рабочую силу покажут также регионы с выраженной аграрной специализацией и высокой долей занятых в бюджетном секторе.

Удар по рынку труда может быть смягчен благодаря перетоку специалистов из пострадавших отраслей туда, где ожидается рост, но без помощи государства тут не обойтись.

Евгения Плешакова

Евгения Плешакова,

замначальника отдела специальных проектов и программ центра экономического анализа и прогнозирования Центра стратегических разработок

По нашим оценкам, из-за структурных изменений в спросе на труд потребуется существенное расширение государственных программ профессионального переобучения и корректировка образовательных программ в вузах.

Читайте также: Режим кризисных коммуникаций включен: как сообщать сотрудникам плохие новости

Денег будет меньше

Российский рынок труда будет вести себя соответственно зарегулированному устройству экономики: работодатели постараются избежать массовых сокращений, а вместо этого станут «резать» непостоянную часть зарплаты (различные надбавки и премии), не трогая оклады, чтобы не связываться с трудовыми инспекциями и давлением местных властей.

Владимир Гимпельсон

Владимир Гимпельсон,

директор Центра трудовых исследований ВШЭ

Мы не ждем больших цифр безработицы, но при этом не сомневаемся, что удар по трудовым доходам будет нешуточный. Специфика этого кризиса в том, что он обещает стать затяжным, так как ни санкции, ни контрсанкции никто в обозримой перспективе снимать не собирается, а, значит, экономика будет постепенно сжиматься. Источник

Доходы начнут падать даже при номинальном сохранении занятости. Высвобожденные трудовые ресурсы поглотят теневая («гаражная») экономика и возникающие в результате внешнеторговых ограничений бизнесы. Например, ремонт и обслуживание автомобилей, бытовой техники и электроники, наладка ранее поставленного оборудования и технологических линий, кустарное или мелкосерийное производство «санкционных» расходных материалов и комплектующих.

Читайте также: HR-тренд, который нужно применять уже сейчас: стратегическое планирование в HR

Высококлассные специалисты растут в цене

Президент рекрутинговой компании SuperJob Алексей Захаров не замечает серьезного влияния санкций на российский рынок труда. По его словам, зарплатные предложения для востребованных профессий (IT, управление персоналом, банковское дело) даже растут.

Алексей Захаров

Алексей Захаров,

президент SuperJob

В первую очередь зарплаты растут у высококвалифицированных специалистов, которые проведут компании через трансформации и найдут новые точки роста бизнеса. Тяжело тем сотрудникам, которые изображали видимость бурной деятельности.

По оценке SuperJob, весной и летом изменения совпали с сезонным циклом смены и поиска работы. Именно осенью перемены станут ощутимы.

Высококлассных специалистов сегодня выгоднее обучать внутри компании, чем привлекать извне. Следить за развитием компетенций в коллективе и организовывать обучение проще через Mirapolis HCM — единую систему для всех процессов управления человеческим капиталом в организации.

Фокус HR — на «рабочих руках»

Экономисты «Альфа-банка» Наталия Орлова и Ирина Ростовцева отмечают важный структурный сдвиг занятости в России. Официальная статистика, показывающая падение безработицы и рост номинальных зарплат этой весной, свидетельствует о начале массового отказа от технологий в пользу ручного труда.

В условиях отсутствующего технологического импорта работодателем придется заменять инвестиции рабочими местами, а технологии — рабочими руками, следует из оценок «Альфа-банка». Поэтому в ближайшие месяцы безработица хоть и вырастет, но в контролируемых диапазонах.

Аналогичную тенденцию отметил и Центробанк в майском докладе о денежно-кредитной политике. Структурная трансформация экономики, очевидно, приведет к росту безработицы, но преимущественно в сегменте офисных работников («белые воротнички»). А вот в сегменте рабочих специальностей («синие воротнички») ЦБ ждет создания новых рабочих мест.

«Процессы трансформации производственных цепочек (налаживание собственного производства, освоение нового оборудования взамен недоступного и увеличение объемов ремонта ранее закупленного) могут требовать больше работников категории синих воротничков, рынок которых уже испытывает состояние дефицита».

Доклад о денежно-кредитной политике // Центральный Банк РФ, май 2022 года

В пользу сохранения занятости на высоком уровне говорят и макроэкономические факторы вроде высокой инфляции. В этих условиях предприятия имеют возможность сохранять рабочие места и номинальный размер зарплат и при этом в реальном выражении экономить расходы на персонал.

Читайте также: Необычные и актуальные HR-практики: на примере 5 компаний

Резюме

Эксперты, чиновники и профессионалы-рекрутеры сходятся в том, что россияне так или иначе пострадают от экономического кризиса: через снижение зарплат, потерю рабочих мест либо ухудшение условий труда.

Но пока что речи о массовом росте безработицы не идет.

Негативные эффекты сглаживаются структурными факторами, а в некоторых отраслях и рыночных нишах, напротив, ощущается дефицит трудовых ресурсов.