Нет, HR-менеджерам не показалось: соотношение спроса и предложения на рынке труда действительно меняется не в пользу работодателей. Дело в том, что, пользуясь дефицитом кадров, сотрудники стали охотнее менять нелюбимую работу, почти треть из них увольняется по меньшей мере раз в год. И работодатели, похоже, готовы проводить чуть ли не мистические ритуалы, чтобы нанять надежного человека: выбрать правильный месяц, день и час публикации вакансии и проверить кандидата у нумеролога. Рассказываем подробнее в подборке новостей мая.

Интерес молодежи к стажировкам растет

Вопреки мнению скептиков стажировки востребованы молодыми специалистами, и их интерес растет. Сервис по поиску работы «SuperJob Старт карьеры» выяснил в ходе опроса, что молодежь стала чаще рассматривать стажировки как возможность определиться с профессией, узнать все ее плюсы и минусы (15% сегодня против 11% в 2023 г.). Но основная цель для большинства по-прежнему — получение практического опыта работы (68%).

68% работодателей признались, что практикуют стажировки для молодых специалистов: у 27% разработаны специальные программы, у 41% — пока нет утвержденной концепции. 

Каждый второй представитель компаний, где есть стажировки, утверждает, что в итоге большинству прошедших делают предложение о работе. Еще в 16% предприятий и организаций готовят офер менее чем в половине случаев, а 27% компаний — лишь особо отличившимся стажерам.

Опрос россиян до 27 лет, имеющих опыт стажировок, подтвердил эту статистику: 58% из них в итоге получили работу, еще 19% имели все шансы, но отклонили офер.

29% россиян намерены работать на пенсии

Россияне не только к выбору первой работы стали подходить тщательнее, но и к тому, когда и как они завершат свои карьеры. Аналитики Авито Работа выяснили, что 29% россиян планируют работать после достижения пенсионного возраста, не особо рассчитывая на социальное обеспечение. 

Интересно, что такие ответы более распространены среди специалистов консалтинга и профессиональных услуг (40%), административных работников (35%) и представителей торговли (34%). Чаще других так отвечали люди в возрасте от 55 до 64 лет (40%) и от 45 до 54 лет (34%).

19% работающих россиян частично рассчитывают на свою пенсию в старости, однако параллельно планируют использовать личные накопления. Чаще так планируют поступить молодые специалисты в возрасте от 18 до 24 лет (25%), представители IT, интернета и телекома (24%) и работники бухгалтерии и финансов (23%).

8% респондентов располагают пассивным доходом — например, сдают квартиру, получают дивиденды и так далее, поэтому также рассчитывают на пенсию лишь отчасти. Такой стратегии придерживаются специалисты маркетинга, рекламы и PR (20%), IT, интернета и телекома (12%), банкинга и инвестиций (12%), искусства, развлечений и масс-медиа (12%), онлайн-торговли (12%) и юриспруденции (12%).

Еще 8% россиян совсем не рассчитывают на пенсию: они планируют полностью обеспечивать себя за счет накоплений или пассивного дохода. Так ответили 15% работников искусства, развлечений и масс-медиа, 14% специалистов маркетинга, рекламы и PR, 13% работников онлайн-торговли и 12% — IT, сферы интернета и телекома.

По мнению россиян, которые собираются работать на пенсии, у трудоустройства в старшем возрасте есть свои плюсы. Главные из них: возможность увеличить свой доход (47%), оставаться активным и поддерживать свою физическую форму (39%), а также заниматься любимым делом (28%). 

Среди других позитивных факторов опрошенные выделили возможность расширять свой круг общения, оставаться социально активным (22%) и продолжать развиваться, изучать и узнавать что-то новое (21%). 18% участников опроса привлекает шанс передавать свой опыт и знания молодому поколению, а 9% хотели бы делать мир лучше и вносить свой вклад.

Читайте также: Работники беспокоятся о будущем и рассчитывают на бесплатные обеды и ДМС.

ВШЭ: до трети сотрудников ежегодно меняют место работы

В попытке обеспечить свое будущее россияне стали чаще менять работу. Валовой оборот рабочей силы в российской экономике (сумма коэффициентов найма и выбытия рабочей силы в отчетном периоде) достиг рекордного значения за последние 30 лет — 65%. Работу, по оценкам Высшей школы экономики (ВШЭ), ежегодно меняют уже до трети всех занятых. 

Основным фактором стал избыток вакансий в сочетании со сложившимся дефицитом рабочей силы. Это следует из работы замглавы Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислава Капелюшникова «Эскалация вакансий на российском рынке труда (динамика, структура, триггеры)», которую цитирует «Коммерсантъ». В основе работы — данные о вакантных и заполненных рабочих местах, которые Росстат собирает с российских предприятий.

По оценкам автора работы, в 2020 году, на фоне пандемии и введения противоэпидемических ограничений, межфирменный оборот рабочей силы снизился до минимальных значений — во всей экономике он замедлился до 52%, в обработке — до 45%. Объяснение простое: в условиях «коронакризиса» предприятия стали меньше увольнять и принимать на работу.

Однако уже в 2021 году, когда экономика вошла в период посткризисного восстановления, оборот рабочей силы резко вырос — до 62% во всей экономике и до 52% — в обработке. За 2022–2023 годы показатель вырос до 65% и 61% соответственно. Как объясняет Ростислав Капелюшников, на практике эти цифры означают, что до трети сотрудников стали менять место своей работы ежегодно.

Конечно, есть категория людей, которые готовы переходить к новому работодателю каждый месяц, но их число невелико. Большинство все-таки меняет работу реже, раз в год, что и дает нам примерную оценку количества сменивших место своей деятельности,

— отмечает Капелюшников.

У ускорения мобильности работников — две причины. Первая — рост экономики, вторая — ее перестройка. В результате, с одной стороны, по мере роста числа свободных мест работы у сотрудников становится все больше возможностей для выбора. С другой стороны, работодатели, понимая, что риск ухода сотрудников становится все более высоким, зачастую вынуждены открывать вакансии «про запас».

Если судить по числу незаполненных сейчас вакансий, чаще всего работники меняют работодателей в секторе услуг. Так, в 2023 году абсолютным лидером по числу вакантных мест был гостинично-ресторанный бизнес, а также сфера операций с недвижимым имуществом, административная деятельность, госуправление и строительство. При этом в таких секторах, как добыча полезных ископаемых, табачная промышленность и производство кокса, вакантным было лишь одно рабочее место из каждых 20–40.

Сократить объем доступных вакансий может стартовавшая в 2023 году «гонка зарплат», считают аналитики. Часть предприятий могут оказаться неспособными ее выдержать — и или уйдут с рынка, или будут инвестировать в автоматизацию производства. При этом есть опасения, что если работники продолжат менять места работы с нынешней частотой, это во многом обесценит инвестиции в их обучение, которые компании наращивали последние два года, а также будет способствовать дальнейшему увеличению расходов на обслуживание самого процесса найма и увольнений.

Российские компании проверяют соискателей на полиграфе, картах таро и у гадалок

Мало в какой компании готовы к тому, что сотрудник уйдет от них в течение первого года работы. Пытаясь снизить риски, более трети (36%) работодателей в РФ готовы проверять потенциальных работников на полиграфе при найме, следует из результатов опроса SuperJob. 1% таких работодателей убеждены, что «детектор лжи» нужен для найма на все позиции, 35% — только на определенные, чаще связанные с финансами и материальной ответственностью. Впрочем, о реальном использовании полиграфа на одном из этапов собеседования сообщили лишь 6% опрошенных компаний.

Но те «детектором лжи» единым. На фоне серьезных сложностей с наймом сотрудников у компаний растет интерес к другим альтернативным методам оценки приходящих соискателей — например, к привлечению к оценке кандидата астрологов или нумерологов, отмечает «Коммерсантъ». Чаще всего так проверяют потенциальных линейных специалистов с материальной ответственностью и руководителей. И если соискатели в целом готовы к тесту на полиграфе, более экзотические методы вызывают у них, скорее, недоумение.

Среди экономически активных россиян 67% готовы пройти проверку на «детекторе лжи» при трудоустройстве, 21% — против подобных вступительных испытаний. Самыми лояльными к проверкам на полиграфе оказались опрошенные до 24 лет: 77% из них не против тестирования.

Более других готовы пройти «детектор лжи» кандидаты в возрасте до 24 лет.
Женщины относятся к проверке на полиграфе осторожнее мужчин.

Особых правил на счет того, допустимы ли такие проверки сотрудников, в законе нет. Нормы допускают применение полиграфа с согласия работника, но только не касаясь дискриминационных вопросов (о личности, возрасте, семье, расе, вере и т.д.). О том, насколько законно привлечение гадалок, нормативно-правовые акты умалчивают.

Как объяснила в беседе с «Коммерсантъ» управляющий партнер RusPartners Дина Акимова, пытаясь справиться с экономической неопределенностью вовне, которую компании не могут контролировать по определению, многие стремятся усилить контроль внутри корпорации — в частности, за счет того, что скрупулезно оценивают кандидатов по несколько недель, пытаясь подобрать того, кто идеально им подойдет.

У некоторых страх перед неопределенностью оказывается настолько силен, что они страхуют любое решение по выбору кандидата с помощью системы оценок, невообразимого количества интервью, психологического профилирования, полиграфа. Некоторые даже водят кандидатов к нумерологам и составляют им гороскопы, 

— подчеркнула Акимова. 

Работодатели назвали лучшее время для поиска сотрудников

С полиграфом или без, но лучше всего искать кандидатов осенью, считают российские работодатели. Так, 47% опрошенных сервисами Работа.ру и СберПодбор уверены, что стоит искать сотрудников в сентябре, 50% проголосовали за октябрь, 41% — за ноябрь.

Меньше всего рассчитывают на отклики в конце весны и летом. Лишь 15% предпочитают искать новых сотрудников в мае, 6% — в июне, 9% — в июле. 21% представителей компаний выбрали август. Правда, 29% участников исследования считают, что успешность поиска новых сотрудников не зависит от месяца.

Интересно, что предпочтения разнятся от региона к региону. Так, организации из Москвы предпочитают заниматься поисками новых сотрудников в марте (50%), апреле (50%), сентябре (50%), октябре (50%) и ноябре (50%). Петербургские работодатели обычно ищут новые кадры в сентябре (60%), феврале (40%) и апреле (40%). А большинство представителей бизнеса из Екатеринбурга и Свердловской области (66%) уверены, что время года не влияет на поиск новых кадров. При этом рекрутеры из Республики Башкортостан чаще публикуют предложения о работе в марте (66%) и августе (66%).

79% опрошенных объяснили выбор определенного месяца тем, что, по их мнению, в это время кандидаты активнее выходят на связь. 54% стараются публиковать вакансии вне сезона отпусков, 50% — когда статистически больше кандидатов на рынке труда. 8% более прагматичны: они делают это после утверждения годового бюджета компании.

Работодатели объяснили, почему размещают вакансии с разной интенсивностью в течение года.
В компаниях считают, что кандидаты активнее выходят на связь в определенные месяцы.

Большая часть работодателей также убеждена, что время дня имеет значение при размещении вакансий. 26% участников исследования уверены, что лучше делать это с 10 до 12, 15% проголосовали за время с 12 до 15, 9% — с 15 до 18. 12% предпочитают размещать предложения после 18.

В понедельник предпочитают открывать новые вакансии 30% представителей бизнеса. Вторник выбрали 12%, среду — 3%. Чуть меньше респондентов (2%) проголосовали за четверг, 21% — за пятницу. 3% опрошенных делают это в течение выходных. 29% уверены, что день недели не имеет никакого значения при поиске персонала.