«Газпром» потерял два пункта в рейтинге лучших работодателей, уступив Google и «Яндекс». Пандемия продолжает менять устоявшиеся подходы в HR: при найме дата-грамотность теперь важнее английского, в конкурентной борьбе выигрывают компании с корпоративной культурой, а рабочая неделя удлиняется. Россияне не хотят биометрической идентификации на работе.

«Газпром» теряет позиции в рейтинге самых привлекательных работодателей

Крупнейшая в России нефтегазовая компания опустилась в рейтинге лучших работодателей сразу на два пункта, уступив место Google и «Яндекс» — об этом сообщает компания Universum, которая опросила более 18 тысяч россиян из различных сфер занятости.

Два года «Газпром» был самым желанным работодателем для специалистов в области бизнеса и коммерции, но в 2021-м не устоял перед натиском IT-гигантов. На четвертом месте оказалась компания «Газпром нефть», следом за ней идет VK (Mail.ru Group), которая поднялась с шестого места на пятое.

Среди IT-специалистов больше всего тех, кто мечтает работать в Google, «Яндекс» и Microsoft, в то время как разработчики ПО предпочитают Microsoft и IBM. В розничной торговле лидером остается IKEA, в банковском секторе кандидатов привлекает «Сбербанк», в фармацевтике — Pfizer, а в промышленности — Siemens.

Сотрудники Microsoft стали работать на 10% дольше из-за пандемии

К такому выводу в компании пришли по результатам анализа телефонных звонков, активностей в электронной почте и мессенджерах 61 тысячи своих специалистов. Хотя после перевода на удаленку рабочая неделя удлинилась, не все связывают это с ростом объемов задач. Так, в GeekWire предположили, что работа вне офиса сделала сотрудников менее продуктивными: они заканчивают привычные дела позже и чаще делают перерывы.

В своем блоге Microsoft пишет, что почти на четверть сократилось время работы в командах, а сами они стали более изолированными. Но есть и другие кейсы: некоторые группы сплотились благодаря тому, что участники активно общаются друг с другом. Отчасти этому способствовала HR-политика компании: с началом пандемии она стала нанимать меньше новых сотрудников, которые не так активны в первые месяцы работы.

В Mirapolis Onboarding можно назначать планы адаптации и прикреплять наставников новым сотрудникам, чтобы те успешно проходили испытательный срок. Руководитель в любой момент может получить информацию по новому персоналу в разрезе отделов, городов и должностей, проконтролировать работу наставников и оценить эффективность программы адаптации в целом.

Россияне опасаются передавать биометрические данные работодателям

Против идентификации по отпечатку пальца или голосу высказались 38% сотрудников российских компаний из двух тысяч, опрошенных HeadHunter и «Инфосистемы Джет». Делиться биометрическими данными без дополнительных условий готовы всего 8%. Из них примерно половина согласна на обработку отпечатков пальцев и только четверть — на анализ черт лица.

Противники альтернативных методов идентификации опасаются, что работодатели будут строже контролировать рабочее время и это приведет к снижению зарплаты. 43% респондентов останавливает вероятность кражи данных, а 29% называют их «слишком личными». В 30% случаев специалисты готовы разрешить использовать биометрические данные в паре с паролем.

Дата-грамотность ценится выше, чем знание языков

По информации Всемирного экономического форума, уже к 2025 году половине населения земли придется обучиться новым навыкам. Быстрыми темпами растет спрос на «цифровые профессии»: аналитиков, разработчиков ПО, специалистов по большим данным, искусственному интеллекту, машинному обучению и интернету вещей. Одновременно падает спрос на аудиторов, бухгалтеров, секретарей, сотрудников складов и сборочных цехов.

На фото — профессии будущего и специальности, теряющие актуальность
Прогноз ВЭФ к 2025 году

Три четверти специалистов, опрошенных компанией SAS, считают дополнительное образование обязательным в любом возрасте и любой профессии. Противоположной точки зрения придерживаются 2,4% респондентов. Тренд на обучение изменил набор базовых навыков, ставших обязательными в новой реальности. На первое место вышла дата-грамотность, которая теперь ценится выше знания иностранных языков. Умение работать с данными считают необходимыми для развития карьеры 54% участников опроса, в то время как знание английского — всего 46%. Также востребовано умение работать в команде (85%), коммуникации (68%) и эмоциональный интеллект (60%). Знание инструментов аналитики считают важным 22% опрошенных, а креативность — 46%.

Компании стали тщательнее отбирать кандидатов и требуют от них новые навыки в дополнение к старым, но самостоятельно обучают кадры только в половине случаев. Welcome-курсы предлагают пройти 24% компаний, еще в 15% есть курсы повышения квалификации по специальности и в 10% — для развития не только основных, но дополнительных навыков.

Кризис легче переживают компании с устоявшейся корпоративной культурой

COVID-19 замедлил развитие экономики, однако части бизнесов удается устоять в кризис. В PwC выяснили, что больше всего таких примеров среди компаний с развитой корпоративной культурой. Она помогает эффективнее привлекать ценные кадры и быстрее адаптироваться к изменениям, продиктованным пандемией.

Значение корпоративной культуры выросло за последние десять лет: если в 2013 году ее называли важной 53% опрошенных, то в 2021-м их доля составила уже 61%. Две трети топ-менеджеров уверены, что сейчас корпоративная культура помогает достигать бизнес-целей даже больше, чем продуманная стратегия. В более чем половине случаев именно развитая корпоративная культура помогла быстрее адаптироваться к событиям, начавшимся в 2020 году, быстрее принимать решения и легче реагировать на потребности клиентов.

Важная часть корпоративной культуры компании во время пандемии — онлайн-общение. Mirapolis Portal помогает поддерживать связь между сотрудниками даже удалённо. В системе предусмотрена новостная лента, блок с уведомлениями о ближайших днях рождения и кадровых перестановках, есть возможность благодарить сотрудников за профессиональные успехи, вовлекая во взаимодействие.