Рассказываем, на что нужно обратить внимание, чтобы повысить уровень благополучия сотрудников

Показатели успешности компаний, где есть well-being программа для сотрудников, в шесть раз выше, чем у остальных – к таким результатам в своем исследовании пришел Королевский Институт персонала и развития (CIPD) в своем исследовании. Рассказываем, как внедрить well-being и вывести бизнес на новый уровень.

Анализ ситуации и сбор потребностей

Для качественного управления талантами компании необходим комплексный подход к развитию персонала, например, внедрение well-being в корпоративную культуру.

Well-being – программа, направленная на привлечение и удержание кадров, призванная повышать общий уровень благополучия в команде, вовлеченность в рабочие процессы.

Чтобы программа была эффективной, нужно сначала проанализировать, что сотрудникам требуется в первую очередь и готовы ли они к изменениям. Для этого существуют опросные листы и тестирования:

  • тест уровня стресса;
  • тест уровня вовлеченности и благополучия;
  • тест эмоционального интеллекта (EQ);
  • определение степени оптимизма;
  • и другие.

Кроме тестов, могут помочь еженедельные пульс-опросы, призванные демонстрировать состояние коллектива и отдельных сотрудников в динамике.

Система управления талантами Mirapolis позволяет реализовать непрерывную оценку деятельности и результативности сотрудников (Continuous Performance Management).

Удовлетворенность оценивается в пяти аспектах:

  • Физическое состояние. Находят ли сотрудники время на хобби, страдают ли паническими атаками и головными болями, склонны ли скрывать проблемы со здоровьем и много ли работают.
  • Ментальное здоровье. Умеют ли они поддерживать баланс работы и личной жизни, как проводят свободное время, чувствуют ли себя счастливыми, имеют ли достаточно внутреннего ресурса, чтобы делиться с другими.
  • Карьерный рост. Стремятся ли анализировать свою работу, получать обратную связь, поддерживать отношения с коллегами. Как относятся к задачам, которые ставит руководитель, нуждаются ли в похвале.
  • Материальная составляющая, финансы. Путешествуют ли сотрудники, имеют ли сложности с оплатой кредитов и счетов, как относятся к спонтанным тратам, откладывают ли часть зарплаты в накопления.
  • Комфорт рабочей среды. Сколько времени тратят на дорогу, считают ли офис уютным, общаются ли с коллегами на неформальные темы, где более продуктивны – дома или в офисе.

Отслеживать удовлетворенность сотрудников и организовывать работу с этими пятью аспектами помогает выстроенное сквозное управление HR-процессами. Тогда у компании будет достаточно данных о потребностях персонала и ресурсах, необходимых для развития.

Например, СДЭК полностью автоматизировал процессы адаптации, обучения и оценки KPI, что позволило уменьшить текучку, решить проблему с нехваткой мест на вебинарах и оценивать эффективность обучения через достижение показателей KPI.

Пять аспектов well-being и что с ними делать

Решение в пользу well-being требует от работодателя серьезной организационной подготовленности, осознанности и четких целей. Независимо от масштаба и бюджетов компании, возможно повысить работоспособность сотрудников. Посмотрим на примерах по каждому аспекту системы.

Физическое здоровье

Заботиться о здоровье можно, предоставляя полисы ДМС и организуя консультации специалистов.

Распространены мотивационные программы, с помощью которых человек может бросить курить или снизить количество употребляемого алкоголя. В России 80% работников, которым предлагают помощь, включаются в программы добровольно и выполняют рекомендации специалистов.

Пример мотивации в менее критичных случаях – материальные вознаграждения за каждый пункт из здорового образа жизни. Например, за разминку раз в час или перекус без сладкого сотрудник получает определенное количество баллов, которые потом можно обменять на бонус к заработной плате. Или, наоборот, по результатам месячной работы он получает прибавку, которую может потратить на консультацию врача.

Если в компании небольшой бюджет и практикуются перекусы, позаботьтесь о том, чтобы в обеденной зоне в прямом доступе была здоровая пища, а уже потом – все остальное. Это станет простым первым шагом к формированию well-being с небольшими затратами – едва ли фрукты обойдутся намного дороже печенья.

Как еще можно усилить физическую составляющую well-being:

  • планировать рабочее пространство – наличие питьевой воды, проветривание, освещение;
  • проводить ежегодные профосмотры и вакцинацию;
  • повышать физическую активность с помощью льгот на посещение тренажерных залов, корпоративных программ, дней здоровья.

Психическое здоровье

Душевное равновесие сотрудников на втором месте после физического, а где-то даже и на первом, потому что, если «полетела» голова, проблемы на физическом уровне неизбежны. Когда сотрудник начинает выгорать, он автоматически демотивирует команду.

ВОЗ определяет психическое здоровье, как «состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество».

Подробнее о том, как организовать программу заботы о психическом здоровье сотрудников, читайте в статье «Как помочь сотрудникам справиться со стрессом».

В компаниях практикуют тренинги личностного роста, арт-терапию, встречи с психологом. Необязательно нанимать большую команду, чтобы обеспечить психологический комфорт сотрудников. Иногда достаточно создать внутри компании группы по интересам и продублировать их онлайн в виде чатов. Люди с удовольствием рассказывают о своих хобби и показывают таланты, а компании достаточно лишь закупить некоторые расходники, чтобы реализовать задумку.

Как еще можно усилить психологическую составляющую well-being:

  • обеспечить доступ к «горячим линиям» психологической помощи;
  • оценивать уровень стресса и принимать обратную связь;
  • организовать духовные практики, занятия медитацией;
  • проводить тренинги по вопросам ментального здоровья в том числе групповые.

Профессиональный рост

42% участников исследования Hays меняют место работы из-за невозможности карьерного роста. Внятная система карьерного роста – когда человек понимает, что надо сделать, чтобы получить повышение или новую должность – позволяет сотрудникам достигать определенных высот и чувствовать себя успешными. Оценка текущих способностей участников команды дает компании возможность предлагать им вакантные позиции соответственно навыкам.

Блок Карьера и развитие в системе Mirapolis HCM помогает сформировать матрицу потенциала компании, автоматически предлагать траектории карьерного развития сотрудникам, управлять рисками ухода и кадровым резервом. Дашборды для руководителей и специальные отчёты расскажут о текущем положении дел или станут основой для планирования стратегии.

Как можно усилить профессиональную составляющую well-being:

  • оценивать потенциал новых сотрудников и вести досье, отмечая профессиональный рост;
  • ежегодно предлагать небольшие карьерные продвижения с увеличением дохода.

Финансы

Материальные проблемы напрямую влияют на эффективность коллектива. 46% сотрудников называют причиной сниженной эффективности работы уровень зарплаты, не соответствующий ожиданиям.

Здесь выручают программы пенсионных накоплений и поощрения. Компания Japan Tobacco International обеспечивает пенсии сотрудников по программе «4 + 4 = 12». Руководство перечисляет 4% прибыли на пенсионные отчисления, а если сотрудник готов вложить и свои 4% от заработной платы, то компания добавляет еще 4% сверху.

Блок Вознаграждения в системе Mirapolis HCM позволяет обрабатывать заявки на пересмотр зарплат и рассчитывать бюджет на реализацию изменений, а также помогает формировать льготные программы.

Финансовый сервис Financer.com заботится о стабильности сотрудников, формируя собственную «подушку безопасности».

Давид Шарковский,

управляющий российским филиалом международного финансового сервиса Financer.com Ltd.

Когда человек не чувствует финансовую стабильность, ему сложно сосредоточиться на работе. И это логично – мы в первую очередь, думаем о себе, о своей семье. В Financer.com сотрудники знают, что у компании существует финансовая подушка безопасности (это помогло избежать паники во время пандемии – у нас не было никаких сокращений), система оплаты прозрачная и понятная. Это позволяет сотрудникам сосредотачиваться на работе, а не бояться за завтрашний день.

Как еще можно усилить финансовую составляющую well-being:

  • внедрить программы лояльности для сотрудников, скидки на собственные услуги и партнеров;
  • создать базу материалов по финансовой грамотности – книги, подкасты, журналы;
  • проводить мероприятия, призванные повысить финансовую грамотность участников;
  • привлечь финансового консультанта для обучения инвестированию и планированию личного бюджета.

Автоматически управлять массовым пересмотром заработных плат, формировать прогнозные бюджеты на выплату премий в зависимости от различных сценариев выполнения корпоративных и индивидуальных целей можно в блоке Вознаграждения Mirapolis HCM

Комфортная корпоративная среда

Корпоративная среда – все, что обеспечивает удовлетворенность сотрудников на рабочем месте: удобное рабочее место, оборудование, коллектив, возможность работать по индивидуальному графику, наличие мест для отдыха и переговоров.

В Airbnb сотрудники участвуют в проектировании офисного пространства. Они сами выбирают, в каком месте будут работать, и что там должно быть. В офисе Google есть специальные капсулы для отдыха, а в «Яндексе» – зона отдыха с массажными креслами.

В компании PlayRix сотрудники могут приходить в офис в любое время, главное, провести запланированные встречи. Кто-то выбирает нормированный график, другие предпочитают прийти пораньше или задержаться на работе.

Как внедрять well-being

Сотрудники относятся к нововведениям с осторожностью, поэтому:

  • вводите изменения постепенно и без директивы, чтобы избежать сопротивления;
  • поддерживайте функционирование программы;
  • старайтесь балансировать well-being во всех аспектах.

Давид Шарковский,

управляющий российским филиалом международного финансового сервиса Financer.com Ltd.

Благодаря парадигме well-being, удалось поднять эффективность сотрудников на 15 – 20%. Плюс – за эти годы состав команды увеличился в два раза. А число филиалов с изначальных 10 как раз и расширилось до существующих сегодня 26.

Изначально при создании компании упор шел на благоприятную среду: возможность удаленной работы, относительно свободного графика, бережную, открытую коммуникацию, и профессиональную реализацию. Работа в компании также стимулировала дальнейшее развитие в том числе за счет финансовых бонусов за параллельное профессиональное обучение.

Сами должности выстраивались таким образом, чтобы ни у кого не было рутинной однотипной работы, но и не было «креатива 24/7», так как комбинирование разных задач для многих людей обеспечивает оптимальную нагрузку.

В дальнейшем внедрили систему компенсации за траты на здоровье и занятия фитнесом. Благодаря постоянной коммуникации в команде и «расшаривании контактов», образовалась постоянно развивающаяся система социальных связей с профессионалами по всему миру.

Кроме того, появилась и активно начала развиваться идея совместных встреч – общая раз в год, но и в целом в компании поощряется желание нескольких сотрудников пару раз в год встретиться и лично пообщаться – с компенсацией данной инициативы в определенных пределах.

Максимальный результат, на мой взгляд, система well-being показала как раз в последние год–полтора. Несмотря на пандемию, у нас фактически не было упаднических настроений, команда работала с большой отдачей. Более того, мы смогли мобилизоваться и вместе прорабатывать идеи преодоления кризиса. Ни один из сотрудников не уволился, и потенциальный кризис дружно преодолели буквально за 2 – 3 месяца.

Григорьева Екатерина,

директор по работе с людьми РГС Банка

На наш взгляд, успех запуска той или иной корпоративной программы в том числе well-being состоит в грамотном планировании, разнообразии форматов контента и регулярной трансляции этого контента через каналы внутренних коммуникаций. Для вовлечения сотрудников в программу мы используем специальный раздел на внутреннем портале, посвященный well-being, и делаем тематические рассылки с индивидуальным дизайном. А еще очень важно транслировать коллективу, в чем ценность well-being и призывать их применять на практике полученные знания.

Сотрудники высоко оценивают значение well-being: по исследованию CIPD комфортное пребывание в офисе для них стоит на третьем месте. И они с благодарностью ответят на инициативу работодателя сделать их жизнь лучше.