Каждый второй работник в России признался, что трудится в условиях хронической нехватки — времени, людей, ресурсов. Молодые специалисты выгорают в два раза чаще опытных коллег, а IT-компании впервые за три года начали сокращать вакансии. На этом фоне британский эксперимент с четырехдневкой выглядит как глоток свежего воздуха — все 17 компаний-участников остались на сокращенном графике. О противоречиях современного рынка труда — в июльской подборке исследований.
Половина российских сотрудников работает в режиме «вечной нехватки»
51% работников российских компаний признались, что работают в условиях хронической нехватки ресурсов. Об этом говорят результаты совместного исследования Русская Школа Управления и «Зарплата.ру».
Почти половина (48%) из 1600 опрошенных признались, что они ежедневно играют в угадайку с размытыми задачами от руководства. Еще 46% берутся за любые задачи, даже если они никак не связаны с их должностными обязанностями. Просто потому, что кто-то же должен это делать. 36% регулярно задерживаются на работе без доплат, 32% выходят в выходные и праздники, а 27% не могут спокойно поужинать дома — телефон разрывается от рабочих сообщений и звонков.
Среди причин профессионального выгорания:
- непрозрачность решений — 49%;
- несправедливое распределение ресурсов — 47%;
- отсутствие поддержки отдыха и восстановления — 39%;
- культ продуктивности любой ценой — 28%;
- угрозы увольнением и тревожность за будущее — 27%;
- токсичный позитив (игнорирование реальных проблем) — 26%;
- критика за просьбы о помощи — 18%.
Анастасия Боровская, директор РШУ, говорит прямо — многие привычные рабочие практики пора переосмысливать. Регулярная нехватка ресурсов и переработки — это не издержки производства, а тревожные сигналы. Выгоревший специалист физически не может работать эффективно, и это прямой удар по устойчивости бизнеса.
Читайте также: Хроническая усталость на работе — статистика, причины, как бороться.
Молодые специалисты выгорают чаще опытных сотрудников
Работа перестала приносить радость каждому третьему россиянину. Новое исследование платформы hh.ru показало масштабы проблемы — 15% соискателей думают об усталости от работы постоянно, еще 18% испытывают это чувство часто. Только 8% опрошенных заявили, что никогда не сталкивались с профессиональным выгоранием.
Самая тревожная ситуация — у молодых специалистов 25-34 лет. В этой возрастной группе 39% регулярно ощущают эмоциональное истощение от работы. С годами картина немного улучшается — среди 35-44-летних таких 34%, в группе 45-54 года — 28%. А вот сотрудники старше 55 лет оказались самыми стойкими — только 16% жалуются на регулярную усталость, при этом 17% вообще не знакомы с подобными ощущениями.
Гендерный разрыв тоже налицо. Женщины страдают от профессионального выгорания значительно чаще — 38% испытывают усталость от работы постоянно или часто. У мужчин этот показатель составляет 27%.
Антирейтинг профессий по уровню выгорания возглавили юристы — 54% представителей этой сферы регулярно чувствуют себя эмоционально истощенными. В зоне риска также маркетологи, администраторы и финансисты — у них показатель достигает 41%.
Работодатели назвали самые востребованные навыки HR-специалистов
Найти и привлечь нужного человека остается главной суперсилой кадровика. Свежий опрос Superjob выявил — каждый пятый работодатель считает навыки поиска и подбора персонала самыми критичными в текущих реалиях.
Но только уменя найти нужного человека теперь недостаточно. По 10% респондентов также назвали важными коммуникабельность и digital-навыки — без них в современном HR никуда. Еще 9% делают ставку на профессионализм и глубокие компетенции, а 7% ищут специалистов, способных жонглировать десятком задач одновременно.
Интересный тренд — 6% опрошенных отметили растущую важность юридической подкованности. Законодательство, миграционный учет, электронный документооборот — все это теперь must have. В этой же группе оказались навыки автоматизации HR-процессов.
Работодатели все чаще ищут специалистов, которые дружат с программным обеспечением, разбираются в электронной отчетности и умеют эффективно управлять командами, разбросанными по разным городам и странам.

Работодатели стали размещать меньше вакансий для разработчиков
Эра безудержного роста IT-вакансий подошла к концу. По данным HeadHunter, на которые ссылается «Коммерсант», в первом полугодии 2025 года российские компании опубликовали 291 тыс. объявлений для айтишников. Впервые с 2022 года показатель упал ниже отметки в 300 тыс.
Волна оптимизаций прокатилась по всему рынку, отмечает издание. Компании объясняют это повышением эффективности и перераспределением ресурсов, но суть одна — делать ту же работу меньшим составом.
Искусственный интеллект добавляет масла в огонь. Единственный сегмент, где количество вакансий не упало — позиции, связанные с ИИ. По оценкам исследователей, внедрение нейросетей уже сейчас позволяет экономить 30-50% бюджета на типовых IT-позициях.
Эксперты видят в происходящем не катастрофу, а стабилизацию после «периода бурного роста». При этом все сходятся в одном — полностью заменить разработчиков искусственный интеллект пока не способен.

17 британских компаний остались на четырехдневке после эксперимента
Тысяча британских сотрудников официально забыла, что такое пятница в офисе. Все 17 компаний, которые с ноября 2024 по апрель 2025 года тестировали сокращенную рабочую неделю, решили — возвращаться к пятидневке смысла нет. При этом зарплаты остались на прежнем уровне, а эффективность работы не просто сохранилась — в некоторых компаниях даже выросли продажи.
Эксперимент организовала международная организация 4 Day Week Foundation при поддержке ученых из Оксфорда, Кембриджа и Бостона. Компании-участники выбирали между двумя форматами — четыре дня в неделю или девять дней за две недели.
Результаты впечатляют. По данным исследователей из Бостонского колледжа, 62% сотрудников отметили снижение уровня выгорания во время эксперимента. Почти половина опрошенных (45%) заявили, что стали более удовлетворены жизнью в целом.
Эксперты напоминают, что переход на двухдневные выходные в начале XX века тоже казался революцией. До этого многие работали шесть дней в неделю, отдыхая только по воскресеньям. Кажется, есть о чем подумать.