Критика руководства убивает продуктивность, конфиденциальность информации — миф, а повышение зарплаты эффективнее всего возвращает бывших сотрудников. К таким выводам пришли авторы недавних исследований рынка труда. Разбираем тренды в нашей апрельской подборке HR-новостей.
Только треть сотрудников не выдают данные бывшего работодателя
Шокирующий факт: по данным исследования hh.ru и компании Staffcop, только треть россиян считают недопустимым использовать информацию бывшего работодателя на новом месте. 40% допускают такую возможность в зависимости от типа информации, а 11% готовы использовать данные, если это повысит их продуктивность.
Особенно настораживает позиция руководителей: 67% топ-менеджеров допускают возможность поделиться информацией прежнего работодателя. Среди руководителей отделов таких 47%, а линейных специалистов — 37%. И лишь только треть всех опрошенных считает подобное абсолютно недопустимым.
Большинство опрошенных (79%) утверждают, что не сохраняли рабочую информацию при увольнении. Однако остальные 21% так или иначе унесли с собой корпоративные данные:
- 4% признались, что забрали их целенаправленно;
- 3% сделали это случайно или по привычке;
- у 14% просто остались файлы в почте, облаке или на личных устройствах.
При этом только треть бывших сотрудников (33%) сообщила о полной блокировке доступа после увольнения.
Любопытно, что при трудоустройстве лишь 5% соискателей сталкивались с прямыми просьбами предоставить рабочие документы или клиентские кейсы с прошлого места работы. Однако среди топ-менеджеров эта цифра выше — 11% против 3% у рядовых сотрудников.
Дефицит кадров в России достиг дна
Последние данные Центробанка рисуют тревожную картину: обеспеченность российских предприятий кадрами в I квартале 2025 года опустилась до исторического минимума. Снова. Прошлый антирекорд был зафиксирован в III квартале прошлого года.
Не хватает всех — и квалифицированных специалистов, и рабочих. Хуже всего приходится заводам и фабрикам, особенно тем, кто производит потребительские товары.
Самый острый дефицит кадров наблюдается в:
- обрабатывающих производствах;
- сельском хозяйстве;
- промышленности;
- добыче полезных ископаемых.
Нехватка работников затронула также энергетику, строительство, логистику, торговлю и сферу услуг.
Но, судя по опросу, компании стали оптимистичнее смотреть на наем сотрудников во втором квартале 2025 года. Планы по поиску персонала улучшились почти во всех отраслях, кроме автомобильной торговли и сельского хозяйства.
Как компании планируют бороться с кадровым голодом? Главный инструмент — увеличение зарплат. Согласно опросу ЦБ, во II квартале 2025 года предприятия готовы поднять оклады в среднем на 1,6%. Правда, большинство работодателей отметили, что уже провели индексацию в январе 2025 года, поэтому пересматривать выплаты в ближайшее время не собираются.
Похоже, HR-специалистам придется проявить настоящие чудеса изобретательности, чтобы в условиях ограниченных бюджетов на повышение зарплат находить, привлекать и удерживать нужных сотрудников.
Критика руководителей мотивирует лишь 3% сотрудников
SuperJob выяснил, что всего 3% сотрудников начинают работать эффективнее после критики начальства. Веский аргумент для пересмотра программ развития управленческих навыков, не так ли?
45% работников после замечаний руководителя показывают только снижение производительности. Еще 43% не меняют эффективность работы — критика просто проходит впустую.
Доля сотрудников, которым начальство ежедневно портит настроение, выросла с 14% в 2023 году до 17% в 2025. При этом 12% работников сталкиваются с негативом от руководителя несколько раз в неделю, 14% — несколько раз в месяц, а 11% — лишь несколько раз в год.
Выяснилось, что работники старше 45 лет чаще молодежи до 35 лет страдают от придирок начальства (18% против 12%). Особенно уязвимы сотрудники с доходом до 50 тысяч рублей — среди них 31% регулярно получают негатив от руководителей.
Женщины острее реагируют на замечания — 47% из них отмечают снижение продуктивности после критики (среди мужчин таких 44%). Любопытно, что высокооплачиваемые работники чаще демонстрируют негативную реакцию на замечания, тогда как сотрудники с меньшим доходом продолжают работать в обычном режиме.
Может быть, пришло время включить в корпоративное обучение больше методик позитивного подкрепления и конструктивного диалога?
Читайте также: Как давать обратную связь сотруднику?

Минтруд оценил востребованность специалистов до 2029 года
Минтруд представил прогноз кадровой потребности на 2024-2029 годы. Документ показывает, какие специалисты станут более востребованными, а какие профессии могут начать терять популярность.
В ближайшие годы настоящий кадровый бум ждет сразу несколько отраслей. Наибольший рост спроса на специалистов произойдет в сфере персональных услуг, обрабатывающих производствах, транспортировке и хранении. Также в топе перспективных направлений — гостиничный бизнес и общепит, наука, информация и связь, здравоохранение.

А вот для некоторых отраслей прогноз не столь оптимистичен. Сильнее всего упадет спрос на работников торговли, госуправления и энергетического сектора. Сокращение потребности в кадрах также ожидается в сельском хозяйстве, недвижимости, культуре и спорте, финансах и страховании.

Похоже, сейчас самое время начать выстраивать партнерства с профильными учебными заведениями и центрами подготовки кадров для наиболее перспективных направлений.
Почему сотрудники возвращаются к бывшим?
По данным исследования сервиса Работа.ру, 28% россиян хотя бы раз в жизни возвращались к прежнему работодателю. Главный магнит — более высокая зарплата. Этот фактор назвали причиной 52% «возвращенцев» .
Почти так же важна комфортная работа с руководителем — ее отметили 51% опрошенных. Получается, что хороший босс — это почти так же ценно, как и достойная оплата.
Третье место в рейтинге причин для возвращения занимает удобное расположение офиса или предприятия — его выбрали 41% респондентов. Фактор локации оказался намного важнее карьерного роста, который привлекает только 16% опрошенных.
Что еще привлекает сотрудников в бывших работодателях:
- улучшение условий работы — 36%;
- комфортный график — 36%;
- дружная атмосфера в коллективе — 35%;
- здоровая рабочая обстановка — 35%;
- интересные задачи — 22%.

Возможно, стоит уделять больше внимания не только зарплатам, но и созданию комфортной среды с адекватным руководством?