Критика руководства убивает продуктивность, конфиденциальность информации — миф, а повышение зарплаты эффективнее всего возвращает бывших сотрудников. К таким выводам пришли авторы недавних исследований рынка труда. Разбираем тренды в нашей апрельской подборке HR-новостей.

Только треть сотрудников не выдают данные бывшего работодателя

Шокирующий факт: по данным исследования hh.ru и компании Staffcop, только треть россиян считают недопустимым использовать информацию бывшего работодателя на новом месте. 40% допускают такую возможность в зависимости от типа информации, а 11% готовы использовать данные, если это повысит их продуктивность.

Особенно настораживает позиция руководителей: 67% топ-менеджеров допускают возможность поделиться информацией прежнего работодателя. Среди руководителей отделов таких 47%, а линейных специалистов — 37%. И лишь только треть всех опрошенных считает подобное абсолютно недопустимым.

Большинство опрошенных (79%) утверждают, что не сохраняли рабочую информацию при увольнении. Однако остальные 21% так или иначе унесли с собой корпоративные данные:

  • 4% признались, что забрали их целенаправленно;
  • 3% сделали это случайно или по привычке;
  • у 14% просто остались файлы в почте, облаке или на личных устройствах. 

При этом только треть бывших сотрудников (33%) сообщила о полной блокировке доступа после увольнения.

Любопытно, что при трудоустройстве лишь 5% соискателей сталкивались с прямыми просьбами предоставить рабочие документы или клиентские кейсы с прошлого места работы. Однако среди топ-менеджеров эта цифра выше — 11% против 3% у рядовых сотрудников.

Дефицит кадров в России достиг дна

Последние данные Центробанка рисуют тревожную картину: обеспеченность российских предприятий кадрами в I квартале 2025 года опустилась до исторического минимума. Снова. Прошлый антирекорд был зафиксирован в III квартале прошлого года.

Не хватает всех — и квалифицированных специалистов, и рабочих. Хуже всего приходится заводам и фабрикам, особенно тем, кто производит потребительские товары.

Самый острый дефицит кадров наблюдается в:

  • обрабатывающих производствах;
  • сельском хозяйстве;
  • промышленности;
  • добыче полезных ископаемых.

Нехватка работников затронула также энергетику, строительство, логистику, торговлю и сферу услуг.

Но, судя по опросу, компании стали оптимистичнее смотреть на наем сотрудников во втором квартале 2025 года. Планы по поиску персонала улучшились почти во всех отраслях, кроме автомобильной торговли и сельского хозяйства.

Как компании планируют бороться с кадровым голодом? Главный инструмент — увеличение зарплат. Согласно опросу ЦБ, во II квартале 2025 года предприятия готовы поднять оклады в среднем на 1,6%. Правда, большинство работодателей отметили, что уже провели индексацию в январе 2025 года, поэтому пересматривать выплаты в ближайшее время не собираются.

Похоже, HR-специалистам придется проявить настоящие чудеса изобретательности, чтобы в условиях ограниченных бюджетов на повышение зарплат находить, привлекать и удерживать нужных сотрудников.

Критика руководителей мотивирует лишь 3% сотрудников

SuperJob выяснил, что всего 3% сотрудников начинают работать эффективнее после критики начальства. Веский аргумент для пересмотра программ развития управленческих навыков, не так ли?

45% работников после замечаний руководителя показывают только снижение производительности. Еще 43% не меняют эффективность работы — критика просто проходит впустую. 

Доля сотрудников, которым начальство ежедневно портит настроение, выросла с 14% в 2023 году до 17% в 2025. При этом 12% работников сталкиваются с негативом от руководителя несколько раз в неделю, 14% — несколько раз в месяц, а 11% — лишь несколько раз в год.

Выяснилось, что работники старше 45 лет чаще молодежи до 35 лет страдают от придирок начальства (18% против 12%). Особенно уязвимы сотрудники с доходом до 50 тысяч рублей — среди них 31% регулярно получают негатив от руководителей.

Женщины острее реагируют на замечания — 47% из них отмечают снижение продуктивности после критики (среди мужчин таких 44%). Любопытно, что высокооплачиваемые работники чаще демонстрируют негативную реакцию на замечания, тогда как сотрудники с меньшим доходом продолжают работать в обычном режиме.

Может быть, пришло время включить в корпоративное обучение больше методик позитивного подкрепления и конструктивного диалога?

Читайте также: Как давать обратную связь сотруднику?

Россияне ответили на вопрос, часто ли начальство портит им настроение.
Только четверть сотрудников призналась, что начальство никогда не портит им настроение.

Минтруд оценил востребованность специалистов до 2029 года

Минтруд представил прогноз кадровой потребности на 2024-2029 годы. Документ показывает, какие специалисты станут более востребованными, а какие профессии могут начать терять популярность.

В ближайшие годы настоящий кадровый бум ждет сразу несколько отраслей. Наибольший рост спроса на специалистов произойдет в сфере персональных услуг, обрабатывающих производствах, транспортировке и хранении. Также в топе перспективных направлений — гостиничный бизнес и общепит, наука, информация и связь, здравоохранение.

Минтруд оценил, какие специалисты будут востребованы к 2029 году.
Больше всего вырастет спрос на специалистов из сферы персональных услуг.

А вот для некоторых отраслей прогноз не столь оптимистичен. Сильнее всего упадет спрос на работников торговли, госуправления и энергетического сектора. Сокращение потребности в кадрах также ожидается в сельском хозяйстве, недвижимости, культуре и спорте, финансах и страховании.

Минтруд оценил, какие специалисты будут менее всего востребованы в 2029 году.
Сильнее всего упадет спрос на работников торговли.

Похоже, сейчас самое время начать выстраивать партнерства с профильными учебными заведениями и центрами подготовки кадров для наиболее перспективных направлений.

Почему сотрудники возвращаются к бывшим?

По данным исследования сервиса Работа.ру, 28% россиян хотя бы раз в жизни возвращались к прежнему работодателю. Главный магнит — более высокая зарплата. Этот фактор назвали причиной 52% «возвращенцев» .

Почти так же важна комфортная работа с руководителем — ее отметили 51% опрошенных. Получается, что хороший босс — это почти так же ценно, как и достойная оплата.

Третье место в рейтинге причин для возвращения занимает удобное расположение офиса или предприятия — его выбрали 41% респондентов. Фактор локации оказался намного важнее карьерного роста, который привлекает только 16% опрошенных.

Что еще привлекает сотрудников в бывших работодателях:

  • улучшение условий работы — 36%;
  • комфортный график — 36%;
  • дружная атмосфера в коллективе — 35%;
  • здоровая рабочая обстановка — 35%;
  • интересные задачи — 22%.
Одна из популярных причин возвращения на прежнее место работы — хороший руководитель.
Россияне готовы вернуться к бывшему работодателю, если он предложит зарплату повыше.

Возможно, стоит уделять больше внимания не только зарплатам, но и созданию комфортной среды с адекватным руководством?

Категории