Пандемия заставила все вузы экстренно искать решения для дистанционного обучения. Многие остановились на простых видеозвонках и больше к этой теме не возвращались. Московский университет им. А.С. Грибоедова пошел дальше. За четыре года вуз не только наладил качественное онлайн-обучение для 3000 студентов, но и запустил дистанционные программы, о которых раньше даже не думал. О том, как превратить кризисную ситуацию в новые возможности, рассказал руководитель центра информационных технологий и рекламы (ЦИТР) вуза Александр Саврасов.
От кризисного решения к системному подходу
Московский университет им. А.С. Грибоедова (бывший ИМПЭ) — вуз с историей. С 1993 года здесь готовят юристов, экономистов, менеджеров, журналистов, лингвистов и психологов — от бакалавров до докторов наук. Выпускники успешно устраиваются в ведущие компании и федеральные СМИ. Сегодня в этом солидном учебном заведении получают знания около 3000 студентов при поддержке 270-300 преподавателей.
В марте 2020 года, в пандемию, как и все, университет столкнулся с необходимостью перейти в онлайн — и немедленно. Выручили виртуальные комнаты Virtual Room от Мираполис. Студенты продолжили учиться, преподаватели — преподавать, кризис миновал. Казалось бы, можно выдохнуть.
Но со временем стало ясно: простого инструмента для видеосвязи мало. Появились новые задачи:
- организовать стабильное дистанционное обучение для тысяч студентов одновременно;
- хранить учебные материалы так, чтобы все могли их найти;
- создать единое пространство для занятий, чтобы не жонглировать десятком сервисов;
- контролировать взаимодействие студентов с научными руководителями.
Поиск комплексного решения
К началу учебного 2024-2025 года руководству университета стало понятно: нужна полноценная система для дистанционного обучения, а не набор разрозненных инструментов. Важный критерий — российское происхождение разработки.
Поначалу решение для дистанционного обучения от Мираполис (входит в экосистему Мираполис Таланты) даже не рассматривали — казалось, что функций слишком много. Но поскольку с компанией уже работали, платформу СДО тоже включили в список кандидатов. После сравнения нескольких вариантов и презентации на Совете Проректоров выбрали именно решение от Мираполис.
«Как с грузовиком-пикапом — пока не было пикапа, он и не казался нужным. А как только он появился, сразу появилась уйма задач под него»,
Александр Саврасов, руководитель центра информационных технологий и рекламы (ЦИТР) Московского университета им. А.С. Грибоедова.
«Головная боль» масштабирования
Внедрение системы началось в июне 2024 года и активная фаза продолжалась до октября. Полноценно использовать платформу в университете начали с января 2025 года.
Масштабирование решения для такого количества пользователей (около 3000 человек в общей сложности) оказалось непростой задачей:
Среди основных сложностей:
- объем ручной работы — создание учетных записей для каждого из 3000 пользователей с индивидуальными настройками доступа;
- разный уровень цифровой грамотности — часть преподавательского состава, включая опытных сотрудников, нуждалась в дополнительном обучении работе с новыми технологиями;
- особенности студенческой аудитории — не все студенты проявляли должную организованность: кто-то забывал вовремя зарегистрироваться, кто-то пытался использовать систему не по назначению;
- пиковые нагрузки на инфраструктуру — при одновременном подключении большого количества пользователей возникали технические сложности.
Выход нашли в системном подходе: регулярные обучения, подробные инструкции, видеогайды. Большую помощь оказывала техническая поддержка Мираполис и персональный менеджер, благодаря чему возникающие проблемы быстро решались.
Четыре инструмента, которые изменили учебный процесс
Инструменты СДО от Мираполис, которые начали активно использовать в университете:
- Библиотека медиафайлов — стала одним из наиболее востребованных инструментов. Все учебные материалы теперь хранятся в одном месте. Преподаватели загружают контент, студенты легко находят нужное. Больше никаких «а где взять методичку?» и потерянных файлов.

- Система тестирования для комплексной оценки знаний. Используется очень активно: на каждом из пяти факультетов проводят десятки тестов в год. В планах — перевести в систему вообще все контрольные работы. Это и удобнее, и результаты сразу видны.
- Личные кабинеты — здесь происходит вся коммуникация между студентами и научными руководителями. Переписка сохраняется, документы не теряются, история взаимодействия всегда под рукой.
«Больше не работают отговорки «я отправил, а вы не получили» или «я сдал, но работа потерялась». Вся переписка с наставником сохраняется в системе»,
— подчеркивает Александр Саврасов.
- Система уведомлений — автоматические напоминания о занятиях, тестах и дедлайнах приходят прямо на телефон. Простое решение, которое заметно подтянуло дисциплину — и студенты стали организованнее, и преподаватели ничего не забывают.
Эффект комплексного решения
Прошло не так много времени с полноценного запуска, но результаты уже впечатляют:
- Создание единого окна для образовательных процессов — все необходимые инструменты собраны в одном месте, учиться и учить стало удобнее.
- Запуск собственных дистанционных курсов — запустили полностью дистанционные программы. Раньше об этом даже не думали, а теперь это часть стратегии развития.

«До внедрения системы у нас даже в планах не было дистанционных программ. А сейчас они есть и активно развиваются»,
— делится Александр Саврасов.
- Улучшение коммуникации между преподавателями и студентами благодаря системе уведомлений и личных кабинетов.
- Повышение дисциплины студентов за счет прозрачной системы отслеживания активности и выполнения заданий.
В ближайшее время университет планирует продолжать интеграцию образовательных процессов в решение от Мираполис:
«Будем расти и в количестве пользователей, и в объеме контента. А качественно — улучшать все, что уже есть»,
— говорит Александр Саврасов.
Три совета тем, кто только думает
Три ключевых рекомендации от Университета для организаций, которые только задумываются о внедрении системы дистанционного обучения:
- Не бояться нового: «Несмотря на то, что сначала будет много работы, это окупится более удобной организацией процессов обучения».
- Оценить возможность интеграции: «Посмотрите, какие программы и сервисы вы используете. Скорее всего, их можно заменить одной системой — как мы сделали с Мираполис».
- Не бояться трудностей: «Все проблемы решаемы, как оказалось. Не возникло еще такой проблемы или ошибки, с которой мы не справились».
Опыт Московского университета им. Грибоедова показывает: даже при начальном недоверии к большим образовательным онлайн-системам, их внедрение открывает новые возможности для вуза и улучшает организацию учебного процесса. Ключом к успеху стал постепенный переход от простых инструментов к комплексным решениям, а также готовность сотрудников развивать свои навыки работы с системой.