Пандемия заставила все вузы экстренно искать решения для дистанционного обучения. Многие остановились на простых видеозвонках и больше к этой теме не возвращались. Московский университет им. А.С. Грибоедова пошел дальше. За четыре года вуз не только наладил качественное онлайн-обучение для 3000 студентов, но и запустил дистанционные программы, о которых раньше даже не думал. О том, как превратить кризисную ситуацию в новые возможности, рассказал руководитель центра информационных технологий и рекламы (ЦИТР) вуза Александр Саврасов.

От кризисного решения к системному подходу

Московский университет им. А.С. Грибоедова (бывший ИМПЭ) — вуз с историей. С 1993 года здесь готовят юристов, экономистов, менеджеров, журналистов, лингвистов и психологов — от бакалавров до докторов наук. Выпускники успешно устраиваются в ведущие компании и федеральные СМИ. Сегодня в этом солидном учебном заведении получают знания около 3000 студентов при поддержке 270-300 преподавателей. 

В марте 2020 года, в пандемию, как и все, университет столкнулся с необходимостью перейти в онлайн — и немедленно. Выручили виртуальные комнаты Virtual Room от Мираполис. Студенты продолжили учиться, преподаватели — преподавать, кризис миновал. Казалось бы, можно выдохнуть.

Но со временем стало ясно: простого инструмента для видеосвязи мало. Появились новые задачи:

  • организовать стабильное дистанционное обучение для тысяч студентов одновременно;
  • хранить учебные материалы так, чтобы все могли их найти;
  • создать единое пространство для занятий, чтобы не жонглировать десятком сервисов;
  • контролировать взаимодействие студентов с научными руководителями.

Поиск комплексного решения

К началу учебного 2024-2025 года руководству университета стало понятно: нужна полноценная система для дистанционного обучения, а не набор разрозненных инструментов. Важный критерий — российское происхождение разработки.

Поначалу решение для дистанционного обучения от Мираполис (входит в экосистему Мираполис Таланты) даже не рассматривали — казалось, что функций слишком много. Но поскольку с компанией уже работали, платформу СДО тоже включили в список кандидатов. После сравнения нескольких вариантов и презентации на Совете Проректоров выбрали именно решение от Мираполис.

«Как с грузовиком-пикапом — пока не было пикапа, он и не казался нужным. А как только он появился, сразу появилась уйма задач под него»,

Александр Саврасов, руководитель центра информационных технологий и рекламы (ЦИТР) Московского университета им. А.С. Грибоедова.

«Головная боль» масштабирования

Внедрение системы началось в июне 2024 года и активная фаза продолжалась до октября. Полноценно использовать платформу в университете начали с января 2025 года. 

Масштабирование решения для такого количества пользователей (около 3000 человек в общей сложности) оказалось непростой задачей:

Среди основных сложностей:

  • объем ручной работы — создание учетных записей для каждого из 3000 пользователей с индивидуальными настройками доступа;
  • разный уровень цифровой грамотности — часть преподавательского состава, включая опытных сотрудников, нуждалась в дополнительном обучении работе с новыми технологиями;
  • особенности студенческой аудитории — не все студенты проявляли должную организованность: кто-то забывал вовремя зарегистрироваться, кто-то пытался использовать систему не по назначению;
  • пиковые нагрузки на инфраструктуру — при одновременном подключении большого количества пользователей возникали технические сложности. 

Выход нашли в системном подходе: регулярные обучения, подробные инструкции, видеогайды. Большую помощь оказывала техническая поддержка Мираполис и персональный менеджер, благодаря чему возникающие проблемы быстро решались.

Четыре инструмента, которые изменили учебный процесс

Инструменты СДО от Мираполис, которые начали активно использовать в университете:

  1. Библиотека медиафайлов — стала одним из наиболее востребованных инструментов. Все учебные материалы теперь хранятся в одном месте. Преподаватели загружают контент, студенты легко находят нужное. Больше никаких «а где взять методичку?» и потерянных файлов.
Библиотека медиафайлов Московского университета им. А.С. Грибоедова.
  1. Система тестирования для комплексной оценки знаний. Используется очень активно: на каждом из пяти факультетов проводят десятки тестов в год. В планах — перевести в систему вообще все контрольные работы. Это и удобнее, и результаты сразу видны.
  2. Личные кабинеты — здесь происходит вся коммуникация между студентами и научными руководителями. Переписка сохраняется, документы не теряются, история взаимодействия всегда под рукой.

«Больше не работают отговорки «я отправил, а вы не получили» или «я сдал, но работа потерялась». Вся переписка с наставником сохраняется в системе»,

— подчеркивает Александр Саврасов.

  1. Система уведомлений — автоматические напоминания о занятиях, тестах и дедлайнах приходят прямо на телефон. Простое решение, которое заметно подтянуло дисциплину — и студенты стали организованнее, и преподаватели ничего не забывают.

Эффект комплексного решения

Прошло не так много времени с полноценного запуска, но результаты уже впечатляют:

  1. Создание единого окна для образовательных процессов — все необходимые инструменты собраны в одном месте, учиться и учить стало удобнее.
  2. Запуск собственных дистанционных курсов — запустили полностью дистанционные программы. Раньше об этом даже не думали, а теперь это часть стратегии развития.
Пример работы с дистанционным курсом.

«До внедрения системы у нас даже в планах не было дистанционных программ. А сейчас они есть и активно развиваются»,

— делится Александр Саврасов.

  1. Улучшение коммуникации между преподавателями и студентами благодаря системе уведомлений и личных кабинетов.
  2. Повышение дисциплины студентов за счет прозрачной системы отслеживания активности и выполнения заданий.

В ближайшее время университет планирует продолжать интеграцию образовательных процессов в решение от Мираполис:

«Будем расти и в количестве пользователей, и в объеме контента. А качественно — улучшать все, что уже есть»,

— говорит Александр Саврасов.

Три совета тем, кто только думает

Три ключевых рекомендации от Университета для организаций, которые только задумываются о внедрении системы дистанционного обучения:

  1. Не бояться нового: «Несмотря на то, что сначала будет много работы, это окупится более удобной организацией процессов обучения».
  2. Оценить возможность интеграции: «Посмотрите, какие программы и сервисы вы используете. Скорее всего, их можно заменить одной системой — как мы сделали с Мираполис».
  3. Не бояться трудностей: «Все проблемы решаемы, как оказалось. Не возникло еще такой проблемы или ошибки, с которой мы не справились».

Опыт Московского университета им. Грибоедова показывает: даже при начальном недоверии к большим образовательным онлайн-системам, их внедрение открывает новые возможности для вуза и улучшает организацию учебного процесса. Ключом к успеху стал постепенный переход от простых инструментов к комплексным решениям, а также готовность сотрудников развивать свои навыки работы с системой.

Категории