Любой обучающий курс – это прежде всего контент. Чем качественнее материал, тем эффективнее будет курс и тем лучше будет выполнена поставленная перед ним задача. Из этой статьи вы узнаете, как повысить качество обучающего контента. 

Что значит качественный контент

В понятие «обучающий контент» входит информация, которую организаторы курсов транслируют обучающимся. Во время обучения информацию передают разными способами: на лекциях, тренингах, вебинарах, в виде печатных и электронных материалов. 

Качественный контент вызывает заинтересованность аудитории, мотивирует их на обучение. Существуют критерии, по которым можно оценить качество контента. К ним относятся:

  • Формат обучения. Влияет на эффективность усвоения информации.
  • Содержание. Актуальность информации, возможность отработать практические умения. 
  • Внешнее оформление. Влияет на визуальное восприятие, а также формирует впечатление о курсах.
  • Стиль подачи. От него также зависит заинтересованность аудитории. 

Подробнее о работе с каждым критерием. 

Работа с форматом

Для корпоративного обучения чаще всего используют лекции и семинары. Но для большей заинтересованности персонала в обучении можно добавлять другие форматы, к примеру вебинары или учебные проекты. Как это лучше сделать?

Совет № 1: используйте мультиформатность

Некоторые обучающие программы невозможно организовать только в формате лекций или вебинаров, нужна практика. Старайтесь по возможности комбинировать форматы: это позволит адаптировать обучающие курсы к нуждам аудитории, повысит вовлеченность обучающихся и поможет сформировать профессиональные навыки. 

Участники тренинга выполняют задание

Тренинг – интерактивный формат обучения

Совет № 2: проводите короткие лекции и вебинары

Вы можете читать лекцию в течение двух часов, но вы не можете заставить мозг сотрудника эффективно усваивать информацию в течение длинного занятия. Для усвоения материала рекомендуем ограничить продолжительность вебинара 1–1,5 часами, с перерывом на 5–10 минут. 

Совет № 3: выберите эффективный ритм курса

Универсального расписания занятий не существует, так как оптимальный темп зависит от аудитории, форматов обучения и от дисциплины, которую преподаете. Важны практические навыки – лучше заниматься каждый день и понемногу. Нужна теория? – проводите лекции два или три раза в неделю.

Совет № 4: используйте проектную работу

Это практически идеальный формат для дистанционного обучения. После изучения теории и отработки умений во время домашних заданий сотруднику важно получить практический опыт. Это возможно во время совместной работы с преподавателем над учебным проектом.

Как повысить качество через содержание

Содержание курсов и способы работы с ним зависят от квалификации и педагогических навыков преподавателей. Выделим закономерности, которые влияют на качество содержания образовательных курсов. 

Совет № 5: комбинируйте методы

Традиционная система образования использует преимущественно подход от простого к сложному. Такой подход не всегда будет оптимальным: существуют дисциплины, в которых лучше использовать дедуктивный подход – от основных закономерностей к частным случаям. Яркий пример – изучение программирования. 

Технологии и языки постоянно меняются, но программирование или принцип работы с алгоритмами остается таким же, каким был в середине XX века. Поэтому программисту, который хорошо понимает общие закономерности, не составит труда изучить новый язык или технологию. Фактически на это уходят недели или дни. 

Мем о рисовании совы используют для описания подходов к обучению на некачественных онлайн-курсах

Не злоупотребляйте индуктивным подходом, иначе ваши лекции станут похожими на известный мем о рисовании совы

Двигайтесь от простого к сложному, но одновременно помогайте сотрудникам получить общее понимание дисциплины. 

Совет № 6: используйте практические примеры

Преподаватель-теоретик может дать хорошую базу, но сотрудники должны получить конкретные навыки. Преподаватель должен быть сильным практиком, чтобы делиться с персоналом случаями из собственного опыта и своими подходами к решению задач. 

Совет № 7: стимулируйте самостоятельную работу аудитории

Задавайте обучающимся домашние задания, следите, чтобы они их выполняли. Теория лучше усвоится, если подкреплять ее практикой. Оптимальный вариант – допускать к итоговым экзаменам или тестам после выполнения всех домашних заданий. 

Совет № 8: используйте обратную связь от обучающихся

Отзывы и вопросы участников обучения – отличный инструмент для повышения качества контента. Более того с помощью обратной связи можно контролировать эффективность обучения. Например, если большинство обучающихся после лекции не справляется с заданным упражнением, лектору нужно искать способы более эффективной подачи материала. 

Содержание – главная ценность обучающего курса. Но без качественного оформления любой контент может остаться незамеченным. 

Как улучшить обучающий контент с помощью оформления

Оформление – это одежка, по которой встречают. Также оно влияет на то, будут ли сотрудники повторно использовать ваш курс и рекомендовать его. Наши советы помогут улучшить оформление. 

Совет № 9: лектор должен выгодно себя презентовать

От первого впечатления зависит, как обучающиеся будут воспринимать преподавателя. Нет нужды повторять прописные истины про внешний вид и окружающую обстановку. Обратите внимание на голос: люди неосознанно больше доверяют собеседникам с низким тембром голоса. Обладателям бархатного баритона или контральто повезло, а вот лекторам с высоким тембром желательно работать над собой. 

 Лектор должен правильно себя презентовать

Выгодная подача важна не только во время офлайн-выступлений

Не забывайте про хороший микрофон. Некачественная техника может исказить голос так, что даже профессионального диктора будет неприятно слушать. 

Совет № 10: достойно оформляйте материалы лекции 

Речь не идет об уникальных дизайнерских решениях или дорогой полиграфии. Достаточно оформлять раздаточные материалы и презентации в корпоративном стиле и уделять внимание мелочам.

Совет № 11: используйте платформу с хорошим видео и звуком

Лучший критерий качества звука и картинки, когда лектор и учащиеся не вспоминают про них. Протестируйте несколько платформ и выберите ту, которая обеспечивает оптимальное качество этих параметров. 

Совет № 12: проверяйте контент

Ошибаются все, даже учителя русского языка. Поэтому обязательно отдавайте материалы лекций на корректуру и редактуру. Это нужно, чтобы сотрудники не теряли доверие к лектору из-за опечаток или стилистических ошибок. 

Кроме оформления на восприятие контента влияет стиль его подачи. Об этом в следующем разделе. 

Как работать со стилем подачи

Обучающиеся лучше усваивают информацию на лекциях с живым общением, чем на занятиях, во время которых преподаватель монотонно читает текст с бумажки. Предложенные ниже рецепты помогут улучшить стиль подачи обучающей информации. 

Совет № 13: вовлекайте сотрудников в общение

В тренинговом обучении хорошей практикой считается, когда тренер говорит меньше обучающихся. Это вовлекает участников в процесс, что способствует активному усвоению информации. 

Максимально используйте этот прием во время лекций. Задавайте вопросы, используйте интерактивные форматы типа мозгового штурма, просите участников высказывать свое мнение. 

Совет № 14: говорите о сложных вещах простыми словами

Помогут абстракции и аналогии. Простой пример – программисты при изучении вложенных списков используют аналогию дерева, а чтобы понять структуры данных, работают с точками на оси координат. Хорошая абстракция помогает усвоить суть сложных понятий. Это работает, без преувеличения, в любой сфере. 

Совет № 15: вдохновляйте обучающихся

В андрагогике преподаватели работают со взрослыми и мотивированными людьми, которые обычно сами платят за образование. Пользуйтесь этим: не пытайтесь дать учащимся готовые знания, а стимулируйте их получать информацию и практические умения самостоятельно. Как сказал американский писатель Уильям Артур Уорд, великий учитель вдохновляет. 

Еще один совет вместо вывода: не останавливайтесь

Помните, обучающий контент нельзя сделать качественным раз и навсегда. Содержание придется постоянно актуализировать даже в консервативных тематиках. Всегда нужно работать над стилем подачи информации. Лекторам и обучающим организациям стоит осваивать новые форматы проведения занятий. Не останавливайте работу над качеством контента. Это поможет вашей аудитории учиться эффективно, а вам – сохранять конкурентоспособность на образовательном рынке.