Чтобы человек оставался в одной компании и строил в ней карьеру годами, ему требуется серьезная система мотивации, включающая материальные и нематериальные поощрения. Разбираемся, как выстроить справедливую и эффективную систему премирования.

За что премируют в российских компаниях?

Исследование, проведенное аналитиками «Зарплаты.ру» в конце прошлого года, показало, что премируют сотрудников 90 % работодателей, из них 42 % выделяют премии ежемесячно, 23 % — раз в квартал.

В 39 % случаев вознаграждение выплачивается за выполнение KPI, в 26 % — за сверхурочную работу. К юбилеям и профессиональным праздникам выдают премии 24 % организаций, а за «выслугу лет» — 11 %.

Согласно этому же исследованию, 40 % работодателей не считают, что премия — основной стимул для продуктивной работы. Другими способами поощрения названы корпоративы (их проводят 30 % опрошенных), абонементы в спортивные клубы/бассейны (20 %), образовательные курсы, повышение квалификации (10 %). В качестве нематериального поощрения большинство работодателей публично отмечают успехи работников, вручают грамоты.

Уже эта статистика показывает: существующие системы поощрений далеко не всегда учитывают вклад работника в общее дело компании за конкретный период времени — а значит, недостаточно его мотивируют повышать показатели своей работы в будущем.

Проблемы существующих премиальных систем

Системы премирования должны достигать как минимум двух целей — улучшать экономические показатели компании и мотивировать работников, повышая их лояльность. Поэтому система премий должна проектироваться с учетом десятков переменных и сочетаться с корпоративной культурой. На практике премиальная система в большинстве компаний — недостаточно продуманная, и часто — не вполне прозрачная. Она складывается из показателей KPI, плавающих шкал начисления премий, симпатий руководства, а также от меняющегося состава премируемых сотрудников. Вот типовые ошибки:

  • Недостаточно продуманные, нечетко сформулированные KPI — или плохо донесенные до коллектива. Необходимым требованием к KPI является их измеримость и понятность для сотрудников. Важно очертить границы нормы и условия премирования, то есть работник должен четко понимать, с какого момента его работу компания готова дополнительно материально поощрять.
Постановка KPI
Связь индивидуальных и корпоративных целей в Mirapolis HCM
  • Отсутствие анализа эффективности работы премиальной системы. HR-департамент, как правило, не имеет времени и ресурсов делать расчет — кто из сотрудников должен получать больше, насколько мотивация возрастает от получения дополнительных выплат. В результате эффективные работники получают примерно то же вознаграждение, что и те, кто просто просиживает рабочее время.
  • Премирование проводится «в ручном режиме» — сроки выплат и их размеры напрямую зависят от воли руководителя, его симпатий или даже его обязательности или забывчивости.
  • Выплата «премии-приза». Отличительной особенностью этих выплат является их неожиданный характер. Выдача внезапного бонуса воспринимается сотрудниками как элемент лотереи: безусловно, радует, но не дает ожидаемого повышения эффективности труда или мотивации.
  • Премия выплачивается регулярно, «по умолчанию» — и воспринимается как часть заработной платы, не мотивируя работников на результат, а просто формируя рутинные ожидания.
  • Реактивное формирование премий, когда с их помощью хотят решить конкретную проблему, а не возникновение ее в будущем. Например, когда при низком качестве работы премируется качественная работа.
  • Недостижимые бонусы. Иногда запланированные KPI настолько трудно достижимы и далеки от реальности, что сотрудники даже не пытаются заработать обещанный бонус. При этом коллектив испытывает сильный перманентный стресс и неудовлетворенность.

Читайте также: Почему KPI демотивируют сотрудников

Как внедрить эффективную систему премирования

Конечно же, идеальной системы премий нет, но вполне реально создать наиболее оптимальный ее вариант для вашей организации. Чтобы основывать премии на качестве и результатах работы каждого отдельного сотрудника, по каждому из них компании нужны данные. Собрать их и упростить расчеты на основе полученных сведений помогут HCM-системы.

Mirapolis HCM сделает процесс управления льготами и вознаграждениями персонала максимально объективным и простым для мониторинга. Все необходимые возможности для этого предоставляет блок «Вознаграждения».

  1. Автоматический расчет премий на основании оценки по целям/KPI. Mirapolis — комплексное решение для управления всеми HR-процессами организации. Применительно к расчету вознаграждений это важно, поскольку ежедневно собираемые данные о выполняемых задачах и выполнении KPI работником затем ложатся в основу расчета премий. Не нужно вручную собирать данные, невозможно что-либо забыть — всё объективно и зафиксировано в системе.Сотрудники видят в своих личных кабинетах в Mirapolis прогресс в выполнении различных видов целей — плановых, фактических, промежуточных и итоговых. Руководители могут отслеживать эти показатели для своих подчиненных.
  2. Настройка правил премирования для разных категорий сотрудников. В Mirapolis реализована возможность индивидуального расчета премий на основании оклада, надбавок, результатов достижения целей, коэффициента отработанного времени и других параметров.Вручную все эти факторы практически нереально учитывать каждый раз, из-за чего компании и прибегают к выплате неких «усредненных» или «постоянных» премий.
Система премирования в Mirapolis HCM
Простая настройка правил премирования в Mirapolis HCM
  1. Планирование бюджета на премии. В системе легко формировать прогнозные бюджеты на выплату премий в зависимости от различных сценариев выполнения корпоративных и индивидуальных целей, изменения правил премирования.Кроме того, реализован расчет корректировочных премий после закрытия отчетного периода, формирование приказов на выплату премий и передача их в учетную систему.
Премиальная система в Mirapolis HCM
Аналитика по премиям в личном кабинете руководителя в Mirapolis HCM

Создание работающей на эффективность компании и мотивацию сотрудников премиальной системы — задача сложная, но выполнимая. Реализовать ее поможет Mirapolis HCM. Ваши сотрудники будут уверены, что их старания в каждый отрезок времени не прошли незамеченными и субъективность руководителя при назначении премий исключена. Это поможет максимально мотивировать их и повысить лояльность в долгосрочной перспективе. Узнайте больше о возможностях Mirapolis на бесплатной консультации.