Новые опросы показали: российские работники находятся в поиске баланса между амбициями и реальностью. Большинство недовольно карьерным развитием, треть молодежи планирует частую смену работы, а продуктивность падает из-за отсутствия ясных целей. При этом потребность в признании остается высокой. Анализируем ключевые тренды месяца.
Только 9% россиян довольны своей карьерой. Что не устраивает остальных?
Большинство россиян недовольны тем, как развивается их профессиональная жизнь, выяснили исследователи сервиса Работа.ру.
Полностью довольны карьерой лишь 9% опрошенных. Еще 26% считают, что их профессиональный путь развивается скорее успешно. Столько же относятся к карьере нейтрально — без особого энтузиазма, но и без критики.
Главная потребность работников — возможности для роста. Почти половина опрошенных (47%) мечтает о большем профессиональном развитии. Еще 27% хотят удаленную работу. По 24% желают сменить специальность, изменить режим работы или получить больше возможностей для самовыражения в работе. Каждый пятый планирует открыть собственный бизнес или перейти в более крупную компанию. Аутсорс интересует только 5% респондентов.
Читайте также: Оценка компетенций сотрудников: методы и возможности Mirapolis.

Интересно, что только 9% опрошенных считают, что для карьеру нужно было больше работать. Выходит, проблема не в количестве усилий, а в их качестве и направленности.
Что это значит для HR-специалистов? Похоже, компаниям стоит пересмотреть программы профессионального роста и создать больше возможностей для карьерного продвижения. Иначе лучшие кадры продолжат искать перспективы в других местах.
Треть российских работников теряет эффективность из-за размытых целей
Большинство россиян считают себя продуктивными сотрудниками. Но проблемы с мотивацией и четкостью задач серьезно влияют на результативность, отметили опрошенные сервисом Работа.ру.
Самооценка продуктивности выглядит оптимистично: каждый пятый россиянин (20%) ставит себе максимальные 5 баллов из 5, еще 44% отметили 4 балла, а 29% — 3 балла. Критично низко оценили свою эффективность лишь 7% респондентов.
Но что мешает работать еще лучше? Топ причин снижения продуктивности:
- выгорание и недостаток энергии — 47%;
- недостаток мотивации — 46%;
- отсутствие четких целей и задач — 32%;
- личные и семейные проблемы — 22%;
- шум на рабочем месте — 18%;
- избыток встреч и переписки — 15%.
Парадокс налицо: сотрудники готовы жертвовать личным временем и даже работать в выходные, но треть из них не понимает, к чему стремиться из-за размытых целей. Компаниям пора серьезно заняться постановкой задач и поддержанием мотивации — это может стать ключом к росту общей продуктивности.

Сократить рабочий день женщинам на час? 67% россиян — за
Депутат Госдумы Игорь Антропенко предложил урезать женщинам рабочий день на час, не трогая зарплату. Он полагает, что тогда времени на семью больше станет. Что думают граждане, выяснили в исследовательском центре SuperJob.
Большинство россиян (67%) идею поддержали: «Однозначно за, потому что у женщин помимо работы еще много забот дома, и лишний час просто необходим». Против высказались 17%: «Я за равноправие. Либо всем сократят рабочий день, либо никому».
Еще 16% колеблются: «Нужно развивать в России и отцовство, чтобы оба родителя равноценно вкладывались в воспитание детей» или «Не во всех сферах возможно реализовать эту идею».
Интересно, как разделились мнения по полу и возрасту:
Женщины vs мужчины:
- женщины поддерживают — 79%;
- мужчины поддерживают — 53%;
- против среди мужчин — 28%;
- против среди женщин — всего 7%.
Скептики среди мужчин предупреждают: «Работодатели не будут брать женщин на работу. Бизнесу это невыгодно».
Кстати, это уже не первая подобная инициатива. Год назад тот же депутат хотел сократить всем пятницу на два часа — тогда каждый третий мужчина был против. А в 2021-м идею 4-дневки только для женщин мужчины поддерживали вдвое реже россиянок.
Получается, общество постепенно приходит к пониманию, что женщинам действительно сложнее совмещать работу и семью. Но вопрос остается: готов ли бизнес платить полную зарплату за сокращенный день? И не ударит ли это по карьерным возможностям самих женщин?
6 из 10 сотрудников хотят, чтобы об их заслугах знали все
Почти все работники в России нуждаются в профессиональном признании, но подходы к этому у всех разные. Об этом говорят результаты свежего опроса SuperJob.
77% россиян нуждаются в признании своих профессиональных качеств и навыков. Но стратегии разные: 64% хотят одобрения от всех подряд — и от руководства, и от коллег, 11% слушают только начальство, а 2% ценят мнение исключительно сослуживцев.
Читайте также: Как культура признания на работе влияет на сотрудников.
Те, кто ориентирован только на оценку руководства, связывают это с карьерой и профессиональным ростом: «Признание начальства — показатель моего уровня» и «Мнение руководителя для меня важно, ведь от него зависит продвижение и зарплата». При этом они объясняют недоверие к коллегам: «Конкуренция мешает объективной оценке» и «Коллеги могут завидовать, они не всегда честны».
Кто больше нуждается в признании:
- женщины vs мужчины — 81% против 74%;
- молодежь до 35 лет и работники старше 45 лет — 78% и 79%;
- зарплата 50-100 тысяч — самые зависимые от признания (84%);
- низкие доходы — больше ориентированы на начальство.
15% работников игнорируют чужие оценки. Их позиция: «Главное приносить пользу людям!» и «Важно обладать навыками и самому понимать свою ценность».
Треть молодых россиян планирует регулярно менять работодателей
Треть молодых людей (33%) планирует часто переходить от одного работодателя к другому. Цель — набрать разносторонний опыт или найти идеальное место. Об этом говорится в исследовании ВЦИОМа, охватившем 1,6 тысячи студентов и выпускников вузов и колледжей.
Больше всего «прыгунов» среди учащихся колледжей — 36%. Выпускники университетов чаще думают о стабильности: лишь 29% из них готовы к постоянной смене мест.
Параллельно растет тренд на раннее начало карьеры. Три четверти студентов старших курсов (77%) уже подрабатывали в течение года. Треть из них (32%) успела поработать полный день в определенные периоды.

В итоге компаниям приходится конкурировать за внимание поколения, которое изначально не планирует задерживаться. Вывод простой: сотрудники стали требовательнее, а их мотивация — сложнее. Но это не повод для паники, а сигнал для развития. Ведь понимание потребностей команды — первый шаг к созданию эффективной системы управления персоналом, которая работает на результат.